26 мая 2021 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 144-ФЗ «О внесении изменений в закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Новая редакция документа вступит в силу с 1 сентября, за исключением отдельных положений, которые будут действовать с 1 сентября 2023 года.
Комментирует декан факультета политологии Южно-Российского института управления РАНХиГС Татьяна Черкасова:
«Изменения в Федеральный закон «Об образовании» от 26 мая 2021 года в соответствии с дополнением части 8 можно разделить на две важные новации, с точки зрения актуальности и адаптивности образовательных программ высшего образования к быстроизменяющимся потребностям общества и повышения конкурентоспособности самих выпускников ВУЗов на российском и международном рынке труда.
Во-первых, теперь в законе закреплена норма, которая ранее была введена в федеральные образовательные стандарты высшего образования нового поколения (так называемые ФГОС ВО 3++). Теперь образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов. Эта норма позволяет разработчикам образовательных программ самостоятельно проектировать компетентностный портрет выпускника, формулируя и формируя у студентов те профессиональные компетенции, которые будут востребованы работодателями после окончания студентом вуза (т.е. для бакалавров – это через 4-4,5 лет, у магистров через 2-2,5 лет). Закрепление такого подхода позволяет ранжировать сами вузы и их программы по степени конкурентоспособности и востребованности, стимулируя их оперативно реагировать на изменения рынка труда и разрабатывать образовательные программы под конкретных работодателей, выпуская не среднестатистического типичного специалиста, а востребованного профессионала.
Во-вторых, появилась возможность «одновременно получать обучающимися несколько квалификаций». Ценность этой нормы состоит в том, что каждый студент способен индивидуализировать свою траекторию обучения, исходя из целевых установок, работоспособности и желания получить несколько квалификаций. Тем самым он обеспечивает себе большую востребованность на рынке труда, чем студенты, которые получили только одну квалификацию.
Стоит отметить, что второй аспект уже широко использовался Институтом общественных наук РАНХиГС в рамках реализации программ многопрофильного бакалавриата Liberal Arts, позволяющего выбирать профиль не при поступлении в вуз, а при переходе на второй курс.
В Южно-Российском институте управления РАНХиГС многопрофильность уже воплотилась в возможности, которые сегодня широко используют студенты факультета политологии. На выпускных курсах они могут осваивать смежные получаемой профессии программы дополнительного профессионального образования (ДПО), которые обеспечивают углубление или расширение формируемых профессиональных компетенций, и как следствие востребованность на рынке труда.
Сегодня ЮРИУ РАНХиГС предлагает 12 специализированных программ ДПО управленческой направленности для студентов. Особа хотелось бы особо выделить три, которые ориентированы не столько на сегодняшний запрос рыка, но и на профессиональные компетенции будущего: «Инжиниринг в административно-политической сфере: прикладной курс», «Медиация и межэтнический диалог» и «Социологическое сопровождение электорального процесса».
Комментирует декан факультета управления Южно-Российского института управления РАНХиГС Егор Дудукалов:
«Пункт 6 части 1 статьи 34 ФЗ дополнен правом получать обучающимся одну или несколько квалификаций, но дополнительная квалификация сама по себе не гарантирует выпускникам успешного трудоустройства.
В нашем московском кампусе уже несколько лет реализуется такой формат обучения как «многопрофильный бакалавриат», известный как Liberal Arts. Liberal Arts — это американская система обучения, которая получила широкое распространение в университетах и колледжах США во второй половине ХХ века. Основной принцип обучения на программах LA — междисциплинарность и максимальная свобода выбора для студента. Студент зачисляется на одну универсальную образовательную программу, где получает фундаментальные знания, а после двух лет выбирает то направление, с которого он хочет выпускаться.
При этом ему присваивается две условные квалификации: основная (так называемый «Мажор») и дополнительная («Минор»). Фактически же, необходимо говорить не о количестве квалификаций, а о содержании компетентностной модели подготовки выпускника. Как она будет реализована в рамках изменений в ФЗ в настоящий момент непонятно и требует дополнительных пояснений от законодателя.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
ЮРИУ РАНХиГС традиционно дает широкий спектр возможностей по формированию компетенций, существенно превосходящих объем ФГОС. Это достигается как за счет собственных образовательных стандартов, разработанных под требования работодателей, так и за счет широкого спектра реализуемых программ ДПО, доступных всем студентам, начиная уже с 1 курса. Поэтому концепция расширения квалификации реализуется в нашем вузе уже многие годы, обеспечивая выпускникам высокую конкурентоспособность на рынке труда».
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации » № 273-ФЗ
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся.
1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
11. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Добрый день! Меня зовут Иван Жданов. Я уже более 5 лет работаю юристом в крупной компании. За это время я получил большой опыт,поэтому хочу поделиться с посетителями сайта информацией, которая может помочь решать многие вопросы.
Все данные для сайта администраторы собирали и перерабатывали для подробного и удобного для чтения изложения текста. Перед применением найденной на сайте информации необходима обязательная консультация с профессионалом.