В стране будут созданы условия инклюзивного образования в обычных школах

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с информацией на тему: "В стране будут созданы условия инклюзивного образования в обычных школах" от профессионалов понятным языком для людей.

В стране будут созданы условия инклюзивного образования в обычных школах

В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Ситуация с инклюзивным образованием в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – лишь 47.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования

[3]

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести до конца 2009 года.

Мосгордума планирует до конца 2009 года принять законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве», несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона.

Другие варианты обучения детей-инвалидов

[1]

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Программы и условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

Инклюзивное образование детей – относительно новое направление в развитии российского образования. Оно призвано поддержать людей с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ), включив их в социум с самого детства.

Образование и дети с ОВЗ

Согласно статье 19 закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право бесплатно получить любой вид образования, доступный всем гражданам страны. Раньше бытовало мнение, что детей с ограничениями по здоровью лучше обучать в особых школах, отдельно от здоровых учеников. Инклюзивное образование открыло детям с ОВЗ двери обычных детских садов, школ, техникумов, колледжей и ВУЗов. Конечно, для этого в обычных образовательных заведениях должны быть созданы соответствующие условия, которые сделают процесс обучения доступным для детей с ОВЗ.

Читайте так же:  Доп. пенсия инвалида 2 группы

Такое понятие, как «ребенок с ОВЗ», появилось в России только в 2007 году, введенное законом № 120-ФЗ. Оно включает не только маленьких инвалидов, а довольно неоднородную группу, куда входят дети с нарушениями слуховой и зрительной функций, интеллекта, с расстройствами поведения, ДЦП и т. l. А определение инклюзивному образованию дал законодательный акт № 273-ФЗ. Инклюзивность характеризуется обеспечением одинакового доступа к получению знаний для всех детей страны с учетом индивидуальных возможностей каждого. То есть инклюзивное образовательное учреждение — это заведение для всех детей: здоровых и с инвалидностью либо ограниченными возможностями, сирот и детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

История инклюзивного образования

Первые заметки об инклюзивном методе обучения появились еще в девятнадцатом веке. Родоначальником метода считают Иоганна Генриха Песталоцци, одного из крупнейших педагогов-гуманистов своего времени, говорившего о важности всестороннего развития детей, несмотря на нарушения в их умственном либо физическом развитии. Идеи Песталоцци подхватили гуманисты, и уже во второй половине двадцатого века в Европе появились первые инклюзивные классы — прообразы современных школ нового типа, которые были организованы лишь в девяностые годы прошлого столетия. В России начали вводить классы для ребят с небольшой патологией интеллектуального развития с шестидесятых годов XX столетия.

Семидесятые годы были отмечены началом экспериментальной работы Эмилии Ивановны Леонгард, которая позже позволила глухим детям учиться в обычных школах.

В 1992 году при школах начали организовывать классы компенсирующего обучения. В 2011 году уже было организовано 3 892 инклюзивные школы. В 2014 году был утвержден ряд Приказов Минобрнауки РФ, утверждающих федеральный госстандарт для обучения детей с ОВЗ (ФГОС). Все они вступили в законную силу с началом 2016-го учебного года. Уже на следующий год количество инклюзивных школ достигло 26 657.

Инклюзивные образовательные учреждения и СанПиН

Для инклюзивных школ разработаны особые санитарно-эпидемиологические требования, определяющие условия инклюзивного образования. Требования эти прописаны в Постановлении № 26. Вот некоторые из них:

  • расстояние от учреждения до остановки должно быть до 0,5 км;
  • в темное время суток на территории заведения искусственная освещенность на уровне земли не должна быть меньше 10 люксов, для детей со слабым зрением — 40 люксов;
  • специально для автомобилей, подвозящих детей с ОВЗ, должна быть парковка;
  • в самом учебном заведении должны быть ограждающие конструкции, перила, лифты и пандусы, специально оборудованные санузлы и одноуровневые полы;
  • в гардеробе для слепых либо слабовидящих детей на полках для обуви и шкафчиках для одежды должны находиться таблички, выполненные рельефно-выпуклым и рельефно-точечным шрифтами;
  • расстановка классной мебели должна проходить с учетом характера заболеваний учеников;
  • для тех, кто страдает светобоязнью, предусмотрена отдельная группа светильников, которую можно включать раздельно;
  • площадь столовой должна составлять 2,3 метра на одного ученика с ДЦП, на остальных — 1,6 метра.

Кроме того, учебные заведения должны быть оснащены:

  • специальными программами и учебными наборами для детей с нарушением зрительной, слуховой и опорно-двигательной функций;
  • необходимым оборудованием для занятий с логопедом и дефектологом;
  • кабинетом педагога-психолога;
  • кабинетом логопеда либо дефектолога (по возможности);
  • цифровыми модульными системами для работы с текстами;
  • сенсорными комнатами (по возможности);
  • универсальными цифровыми устройствами с синтезом речи для воспроизведения и записи звуковой информации.

Особенности смешанного обучения

На сегодняшний день существует ряд программ для инклюзивных образовательных учреждений, разработанных на основе принятых ФГОС. Примеры их выложены на официальном сайте Минобрнауки РФ. На основе опубликованных программ образовательные заведения могут формировать свои программы обучения в зависимости от вида отклонений у учеников с ОВЗ.

Однако есть и общие требования к организации учебной деятельности, прописанные в VIII разделе Постановления № 26:

  1. Учебные занятия должны проходить в первую смену и длиться 5 дней в неделю.
  2. Образовательная программа должна реализовываться не только на уроках, но и после них.
  3. Внеурочная деятельность должна занимать не меньше десяти часов в неделю, из которых одна половина должна быть занята коррекционными занятиями, другая — развивающими.
  4. Среда либо четверг не должны быть перегружены уроками.
  5. Занятия должны длиться не больше 40 минут.
  6. Первоклассникам не должны давать заданий на дом.
  7. В середине III четверти должна быть организована дополнительная неделя каникул.
  8. Для слабовидящих первоклассников длительность непрерывной зрительной нагрузки не должна быть больше 10 минут, учеников средних и старших классов — 15 минут, а учащихся с остаточным зрением — 5 минут.

Процесс комплектации смешанных классов в школах регламентируется Приложением № 1 Постановления № 26:

  • на 25 учащихся должно быть не больше одного позднооглохшего, слабослышащего либо слабовидящего ребенка;
  • на 20 учеников — не больше одного ребенка с абсолютной слепотой, глухотой, ДЦП, аутизмом, двух позднооглохших, слабослышащих, слабовидящих детей, четырех учащихся с задержкой развития психики либо пяти учеников с тяжелыми нарушениями речи;
  • на 15 учеников — не больше двух человек с полным нарушением слуха, зрения, с ДЦП либо аутизмом.

Достоинства и недостатки

Инклюзивная программа образования, несомненно, имеет свои неоспоримые достоинства. Дети с ОВЗ растут в обыкновенной среде, не ощущая себя «особенными» и оторванными от общества. Такие дети, вырастая, оказываются более приспособленными к жизни, им легче найти себя, вести активную жизнь. А дети, чьи возможности здоровьем не ограничены, учатся принятию и терпимому отношению к людям с отклонениями. Матери детей с ОВЗ получили возможность отдать детей в школы, расположенные близко к дому. Они также могут продолжать трудовую деятельность, будучи спокойными за ребенка в детском саду или школе.

У программы, которая находится в стадии разработки, есть и свои недостатки. В основном они касаются экономической сферы и вопроса переобучения педагогов. Инклюзивные учебные заведения обходятся государству намного дороже обычных. Деньги требуются не только на поставку необходимого оборудования, но и на подготовку преподавательского коллектива. Ведь педагоги в таких учреждениях должны не просто преподавать предметы, но и организовывать особую дружественную атмосферу, способствующую установлению доверия в коллективе учеников. Такой переход занимает определенное время. Впрочем, как и формирование самой программы, которая, скорее всего, будет еще меняться, становясь более качественной.

Читайте так же:  Выплаты за совмещение должностей

Заключение

Инклюзивное образование в России становится все более популярным. Учебные заведения, куда прежде принимали лишь тех, чьи возможности не ограничены их здоровьем, распахнули двери для детей с нарушениями слуховой функции, интеллекта, зрения, учеников с аутизмом, ДЦП и др. В детсадах формируются смешанные группы, в школах — классы, в вузах — курсы. Правда, количество детей с ОВЗ в таких группах строго ограничено, так как им требуется куда больше внимания наставников.

Сами учебные заведения также претерпевают изменения, чтобы процесс обучения и передвижения по территории заведения был комфортным для всех учеников, независимо от состояния их здоровья. Образовательные учреждения инклюзивного типа требуют дополнительных бюджетных средств, однако их достоинства намного превышают недостатки. Самое главное, что ребенок с ОВЗ получает шанс вырасти в обычной социальной среде, что позволит ему в будущем стать активным членом общества.

В стране будут созданы условия инклюзивного образования в обычных школах

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Добавить иллюстрации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Викифицировать статью.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Инклюзивное образование» в других словарях:

Инклюзивное образование — Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Инклюзивное образование — совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. Источник: Закон г. Москвы от… … Официальная терминология

Особенности инклюзивного образования — Инклюзивное (французское слово inclusif включающий в себя, от латинского include заключаю, включаю) или включенное образование термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых)… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Интегрированное обучение — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Степанова, Ольга Алексеевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Степанова. Ольга Алексеевна Степанова Главный редактор журнала «Логопед» Ольга Алексеевна Степанова российский учёный. Биография Степанова Ольга Алексеевна – кандидат… … Википедия

Ирели — Общественное Объединение «Ирели» Тип Негосударственная организация Год основания 26 августа 2005 года Представительство Молодёжный центр Ирели, ул. Сабир 3, Баку, Азербайджан Молодежный Центр «ИРЕЛИ» Число членов … Википедия

Подари свет (социальный проект) — Подари свет Начало проекта 2009 год Город Санкт Петербург Сфера реализации Инклюзивное образование Сайт проекта givelight.spb.ru Подари свет социальный проект, направленный на создание среды для равноправного творческого общения детей с… … Википедия

Тетум — Самоназвание: Tetum, Tetun, Lia Tetun Страны: Восточный Тимор, Индонезия … Википедия

Уилбер, Кен — Кен Уилбер Kenneth Earl Wilber II Кен Уилбер и Бернард Гла … Википедия

Кен Уилбер — Ken Wilber Американский философ, основатель интегрального подхода системы, стремящейся объединить в себе научный, философский и мистический … Википедия

Инклюзивное образование в России

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

Важнейшей задачей развития инклюзивного образования является подготовка руководителей инклюзивных образовательных учреждений, педагогов и специалистов, реализующих практику включающего (инклюзивного) образования.

[1]

В вузах столицы, в том числе в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) и Московского городского педагогического университета (МГПУ), открыта магистратура по направлению «Организация инклюзивного образования», реализуется программа модульных курсов повышения квалификации специалистов образовательных учреждений.

Для ресурсного обеспечения образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, в структуре МГППУ созданы Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования и Городской ресурсный центр по развитию интегративного (инклюзивного) образования. Интернет-портал «Образование без границ» является масштабной базой научно-методических знаний по инклюзивному и специальному образованию для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и специалистов образовательных учреждений.

Для определения ребенка в условия инклюзивного образования в Москве родители могут обратиться в окружной ресурсный центр, которые созданы и функционируют в каждом округе столицы.

Окружные ресурсные центры позволяют систематизировать опыт работы, транслировать систему инклюзивного образования в округе и развивать сетевое взаимодействие образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, устанавливать партнерские отношения с родителями, общественными организациями, органами местного самоуправления. Ресурсный центр является основным координирующим звеном в организации инклюзивного образования в округе, в привлечении педагогов специального образования к решению вопросов и методическому обеспечению процессов инклюзии ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные школы.

Для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения в условиях инклюзивной школы важным ресурсом становится тьюторство. Тьютором в инклюзивном образовании сегодня принято считать и помощника-сопровождающего (просто осуществляющего физическое сопровождение), и педагога сопровождения, и специалиста, проводящего дополнительные занятия. Главная задача сопровождающего – поддерживать ребенка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников.

Внедрение инклюзивного образования в России также сталкивается с рядом трудностей. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой. Слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями.

Читайте так же:  Выплаты молодым семьям до 30 лет

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Особенности инклюзивного образования в России в 2019 году

Любое современное общество, включая граждан Российской Федерации, имеет в своем составе различные слои населения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Наиболее незащищенными среди россиян являются дети с ограниченными возможностями, а также лица с инвалидностью.

При этом гражданин может страдать различными недугами, именно поэтому государство активно развивает различные обучающие программы, в том числе и инклюзивное образование.

Подобная программа обучения, направлена на реализацию права каждого человека с нарушениями здоровья получать программу образования в условиях пригодных для полностью здоровых граждан, применяя при этом специальные технологии.

Что это такое

Инклюзивное образование — это совместная программа воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, а также категорий детского населения, которые не имеют каких-либо проблем со здоровьем.

Данный термин используется в современной практике довольно часто, так как отдельных образовательных учреждений для инвалидов практически не существует, государство стремится к тому, чтобы они могли учиться совместно с нормальными здоровыми детьми, при наличии подходящих для этого условий.

В данном случае подобная программа образования требует от педагогов отдельного и более пристального внимания за ограниченными детьми.

Применение для них более легкой программы обучения при необходимости, а также использование дополнительного времени, либо технологий, чтобы ребенок, имеющий проблемы со здоровьем мог комфортно для себя воспринимать всю нужную информацию.

Нормативная база

В чем заключается инклюзивное образование, а также способы предоставления программ для детей, имеющих ограничения по здоровью в общеобразовательных учебных заведениях регламентируется следующими нормативно правовыми актами Российской Федерации:

Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 года (последняя редакция) «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон № 181 от 24.11.1995 года (последняя редакция) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Фото: Федеральный закон № 273

Фото: Федеральный закон № 181

На основании этих двух законодательных актов была разработана программа инклюзивного образования, которая включает в себя определенные принципы предоставления информации для детей с ограниченными возможностями.

Дополнительно в тексте законов имеются положения, указывающие на распространенный вопрос, являются ли обязательными методы применения инклюзивного образования.

Другие варианты обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Каждый ребенок в Российской Федерации имеет право пройти общеобразовательную программу в школе абсолютно бесплатно.

Наряду с этим встречаются отдельные формы образования для инвалидов, как инклюзивное обучение.

Рассмотрим более детально, какие еще варианты обучения имеются у детей с ограничениями:

Интегрированное обучение Получение детьми с инвалидностью образовательной программы в специальных классах
Дифференцированное обучение Получение детьми с ограниченными возможностями (слух, зрение, речь, опорно-двигательный аппарат) образования в специальных учреждениях, либо отдельных классах
Дистанционное обучение Получение детьми с ограниченными возможностями образования в удаленном режиме через интернет
Домашнее обучение Работа педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности со здоровьем на дому

Каждый вид образовательной программы предполагает работу педагогов в разной форме. Но любой из методов, направлен на то, чтобы ребенок, невзирая на свои проблемы со здоровьем мог получить достойную обучающую программу, и был грамотным гражданином впоследствии.

Коррекционные классы общеобразовательных школ

Для того чтобы дети с инвалидностью могли успевать за общеобразовательной программой, специально в школах создаются отдельные классы.

Здесь с лицами, имеющими ограниченные возможности, педагоги занимаются дополнительно. Программа используется для всех учащихся независимо от их отклонений.

Нередко в подобных классах используются дополнительные методы помощи ребенку с ограниченными возможностями, чтобы подробно воспринять тот или иной материал.

Как правило, такие классы созданы для проведения отдельных уроков по различным дисциплинам, куда ходят дети инвалиды.

Имеются среди детей инвалидов те слои населения, которые не в состоянии посещать общеобразовательное учреждение. В рамках помощи для таких граждан создана домашняя форма обучения.

На практике она реализуется педагогом, который занимается выездом к ученику на дом и подробной работой с ним в каждой отдельной дисциплине. Как правило, с такими учениками учителя работают по специально разработанной форме обучения.

Предоставляется подробный материал, который педагог помогает лучше усвоить учащемуся. Также в домашних условиях проводятся проверочные работы, опросы, на основании которых учитель выставляет оценки за успеваемость.

Дополнительно следует учитывать тот факт, что в ряде случаев домашняя программа обучения ничем не отличается от общего образования, за исключением того, что ребенок получает информацию и демонстрирует свои знания в домашних условиях.

Дистанционно

Еще одна форма образования, которая часто применяется для детей инвалидов – это дистанционное обучение.

В данном случае ребенок с ограниченными возможностями лично изучает весь материал, либо педагог работает с ним через интернет.

При необходимости проводятся дополнительные занятия, а также опросы, на которых ученик демонстрирует свои знания.

Все что требуется для проведения дистанционной формы обучения детей – это компьютер и доступ в интернет.

Если имеется все необходимое, ребенок может, как самостоятельно постигать программу, так и работать с учителями в их свободное время.

В случае с удаленным образованием, с лицом, имеющим отклонения по здоровью могут работать сразу несколько отдельных педагогов, которые будут помогать ему разбираться в материале, а также проводить соответствующий контроль успеваемости с выставлением оценок.

Плюсы и минусы подобной системы обучения

Дополнительная программа обучения для детей с инвалидностью, работа в домашних условиях, а также дистанционная форма получения образования имеет ряд положительных и отрицательных сторон:

Преимущества Недостатки
Ребенок может более подробно изучить и вникнуть в преподаваемый материал Имеется необходимость работать с каждым ребенком по отдельной программе
Образование, получаемое ребенком инвалидом, ничем не отличается от общеобразовательной программы Не всегда хватает педагогов, которые готовы работать с детьми удаленно, в домашних условиях или дополнительно
После получения дополнительной помощи для восприятия информации ребенок усваивает материал значительно лучше Для работы с некоторыми детьми инвалидами требуется использование различных технологий
После получения образовательной программы выдается общий диплом о полученном образовании Педагогам более трудно контролировать успеваемость детей инвалидов, при дистанционном или домашнем обучении
При инклюзивной программе обучения имеется возможность работать с каждым ребенком в отдельности Не во всех регионах Российской Федерации присутствует возможность использования инклюзивной образовательной программы
Читайте так же:  Социальная поддержка пермский край

Наряду с преимуществами, у инклюзивной, а также иной формы обучения имеются также и недостатки. Дополнительно следует учитывать тот факт, что при получении общего образования дети с инвалидностью учатся совместно со здоровыми учениками, что нередко может их угнетать морально.

Проблемы в России

Инклюзивная форма образования присутствует в Российской Федерации уже достаточно длительное время, но здесь имеется ряд проблем, на которые следует обратить внимание:

  • достаточно мало общеобразовательных школ в целом по стране, которые предусматривают возможности дополнительной работы с детьми инвалидами;
  • нередко из-за отсутствия или занятости педагогов ребенку с ограниченными возможностями приходится самостоятельно разбираться в программе;
  • обучение здоровых детей и лиц с ограниченными возможностями не всегда возможно из-за отсутствия тех или иных технологий;
  • получение общеобразовательной программы учащимся с ограниченными возможностями может влиять на него морально, так как он проходит обучение совместно со здоровыми детьми.

Несмотря на наличие подобных проблем в России, с ними ведется активная борьба, направленная на то, чтобы каждый учащийся общеобразовательной школы мог получить качественное образование и впоследствии реализовать себя.

Мировой опыт

Если брать в пример зарубежные страны, то во многих из них инклюзивная форма обучения присутствует уже достаточно продолжительное время.

Здесь для детей инвалидов активно применяется специальный подход, устраиваются дополнительные занятия, чтобы те более тщательно усваивали материал.

В данном случае в развитых зарубежных странах дети инвалиды получают при необходимости все, что им поможет в усвоении образовательного материала.

Инклюзивная форма обучения в России используется уже достаточно продолжительный период времени. Специально для детей инвалидов школы оборудуются необходимыми технологиями. Педагоги работают дополнительное время, а также активно помогают в освоении материала.

Но следует заметить, что это встречается не во всех образовательных учреждениях, так как в Российской Федерации в данной сфере имеются и проблемы, которые решить окончательно, пока что не удается.

Видео: развитие инклюзивного образования в России

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Сложности инклюзивного образования Российская Федерация

Информация от «Первого сентября»

Самой большой сложностью введения инклюзивного образования в российских школах является не отсутствие универсальной безбарьерной среды, а внутренние барьеры сознания: неприятие этого нововведения учителями и родителями.

Высказывается множество опасений: смогут ли дети с ОВЗ вписаться в класс, не будут ли подвергаться насмешкам и издевательствам? Смогут ли успевать за остальными в прохождении программы? А что делать учителю, у которого в классе, помимо такого ребенка, еще десятки других — тоже не самых простых — детей?

Родители, в свою очередь, переживают, что из-за ребенка с ОВЗ их детям будет уделяться меньше внимания.

И, как это нередко бывает, страх диктуется недостатком информации. С этого и стоит начинать руководству школ — с информирования педагогического коллектива и родителей о том, что такое инклюзивное образование и для чего оно необходимо.

С 2016 года инклюзивное образование является обязательным для всех российских учебных заведений. Это, безусловно, снимает огромное количество дискуссий о том, нужно ли его вводить в конкретной школе или нет. Однако не стоит ограничиваться только этим фактом, поскольку в данном случае, помимо формального согласия с законодательством, крайне важно еще и внутреннее принятие нововведения.

Стоит остановиться подробнее на вопросе: а для чего вообще у нас вводится инклюзивное образование? Вопреки распространенным мнениям, это вовсе не дань моде или подражание западу. Это серьезный шаг в будущее, в котором по-настоящему должны работать права равных возможностей в образовании. Путем совместного обучения будет в конечном итоге образовано общество, которое научится существовать без изоляции людей с ОВЗ, поскольку с самого детства люди будут получать конкретные навыки совместной деятельности.

Времена, когда инвалидность считалась чуть ли не позором, а люди с ОВЗ надежно прятались от взглядов здоровых людей за стенами своих квартир и спецучреждений, должны уходить в прошлое. Одним из основополагающих принципов инклюзивного образования является также понимание, что ценность человека не определяется его достижениями и способностями, и что каждый имеет право на то, чтобы чувствовать, быть услышанным и получить поддержку и дружбу сверстников.

В ходе вебинара «Организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ОВЗ» И.Е. Аверина, учитель-дефектолог высшей категории, психолог, координатор по инклюзии ГБОУ «Многопрофильный лицей № 1799», отметила еще один значимый момент, на него также стоит обратить внимание в первых беседах с педагогами и родителями. Изменения, которые входят в нашу жизнь, могут быть очень непростыми, и тут важно то, воспринимаем ли мы их как проблему или как возможность. Инклюзивное образование — это возможность не только для детей с ОВЗ, но и для других детей и их родителей: научиться общаться с самыми разными людьми, проявлять помощь и сотрудничество, искать нестандартные подходы к решению бытовых задач.

Разумеется, даже при самом благожелательном настрое сложностей на этом пути немало, однако в настоящее время уже наработан и определенный опыт их преодоления. Например, бывает так, что в конкретной школе нет специалистов по работе с детьми с тем или иным конкретным заболеванием (возможно, таких детей просто очень мало). В таких случаях могут создаваться ресурсные психолого-педагогические или медико-социальные центры, с которым образовательное учреждение могло бы сотрудничать по договору. Внешние специалисты составят специальные программы для детей с особыми потребностями и объяснят воспитателям, как им действовать в новых условиях.

Читайте так же:  Компенсация причиненного вреда здоровью

Основная особенность инклюзивного обучения состоит в том, что дети с ОВЗ — разные, и каждый раз к ребенку требуется индивидуальный подход с учетом своеобразия его развития. Например, они могут совершенно по-разному устанавливать контакт, и учителям и воспитателям нужно знать и не бояться этого. Например, бывает так: ребенок хочет обнять другого, но не знает как это сделать, и хватает того за шею. Педагогу важно не начать паниковать и кричать на ребенка. Правильно будет подойти и помочь, сказав при этом: «Он хочет тебя обнять, но не знает как. Давай поможем ему». Это снимет тревогу и у детей и, в конечном счете, у их родителей — те увидят, что за взаимодействием детей следят и направляют его в конструктивное русло.

Немаловажно, чтобы все — учителя, родители, дефектологи, психологи и другие работники образования — действовали согласованно. В дошкольных организациях, в частности, можно проводить консилиумы, в которых будут принимать участие и воспитатели групп с такими детьми. Это позволит педагогам не оставаться один на один с возникающими проблемами и почувствовать себя увереннее.

Сложности возникают и в ходе работы с родителями. Прежде всего, важно понимать, что родители детей с ОВЗ сами могут быть довольно глубоко травмированы сложившейся ситуацией, болезнью детей. К тому же далеко не все эти семьи полные (часто отцы уходят из семей, где родился нездоровый малыш). Им приходится объяснять, что в данном случае семья и учителя должны выступать в тесном сотрудничестве для создания благоприятной среды, в которой будет развиваться ребенок. Что же касается взаимодействия с переживающими родителями других детей, то тут помощь может оказать психолог, который прояснит тревожащие их вопросы. При внимательном и понимающем отношении именно родители могут стать дополнительным ресурсом для педагогов.

В ходе вебинара «Организация условий для успешного обучения детей с ОВЗ в школе» И.В. Карпенкова, психолог, кандидат социологических наук, специалист АНО «Наш солнечный мир», автор пособия «Тьютор в инклюзивной школе», рассказывает также про особенности создания объектной среды для детей с ОВЗ. Переступая порог школы, ребенок оказывается в совершенно неизвестном мире. Ему бывает совсем нелегко сориентироваться и попасть в нужный класс. И выясняется, что только пандусами комфортную среду не создать! В одной школе должна быть определенная разметка для детей с двигательными нарушениями, а в другой школе в этом необходимости нет, зато для детей-аутистов, возможно, придется изменить освещение.

Не менее важно и то, какие предметы находятся в классе. Например, часто вместо штор вешают жалюзи, а для ребенка этот предмет — настолько интересен, что больше он ни о чем думать не может. Приходится жалюзи менять на шторы. Но для некоторых детей и полоски ткани крайне увлекательны, и приходится снимать и их. Другими словами, в этом вопросе также все решает гибкость коллектива школы и готовность находить нестандартные решения.

«Наша задача как учителей — акцент не на результат, а на процесс», — отмечает И.В.Карпенкова. И если процесс инклюзивного образования будет идти успешно, дети и их родители будут довольны, — то это и станет достижением цели: изменения качества жизни.

Одной из главных сложностей в вопросе инклюзивного образования становится детский коллектив — собственно, то, ради чего дети с ОВЗ и переводятся в общие школы. Что сделать для того, чтобы дети приняли отличающихся от них сверстников? Необходимо формировать у них верное отношение — не снисходительности и жалости, а помощи, поддержки и сотрудничества. Многое из процесса сопровождения можно поручать самим детям — они могут довести ребенка за руку в столовую или объяснить ему какой-то пример. Важно также давать и самим детям с ОВЗ задания, с которыми они смогут справиться — например, собрать во дворе листья или перенести книги из класса в класс — и после этого при всех отмечать их успехи.

Очень многое в организации нового для школы процесса строится на готовности педагогов повышать собственную квалификацию. На сегодня уже разработаны специальные программы, методы и учебные пособия для проведения занятий в инклюзивных классах. Имеются возможности и дистанционного обучения, что немаловажно для педагогов с высокой занятостью. Это может быть рассмотрение более узких тем — как, например, на вебинаре «Сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в начальной школе в условиях инклюзивного образования» клинического психолога, сертифицированного детского психотерапевта, педагога-психолога ГБОУ «Школа 1298» А.А.Боевой.

Видеозаписи вебинаров на сайте: вебинары.1сентября.рф

Видео (кликните для воспроизведения).

Возможно и общее повышение квалификации педагогов — также на дистанционной основе. Педагогический университет «Первое сентября» предлагает программу «Проектирование инклюзивной среды образовательного учреждения в рамках ФГОС», в ходе которой слушатели научатся создавать условия для обучения детей с ОВЗ, адаптировать рабочие программы учителей, а также организовывать взаимодействие всех участников этого процесса. Посмотреть подробную информацию о курсе и записаться на обучение можно на сайте: университет.1сентября.рф /distance/23/001/

Источники


  1. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.

  2. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.

  3. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.
  4. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
  5. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.
В стране будут созданы условия инклюзивного образования в обычных школах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here