По статистическим данным для заполнения штатного расписания по действующим стандартам в РФ не хватает более 10 тыс. учителей. Особенно сложная ситуация – в небольших городах и сельской местности. Проблемы отмечаются в большинстве удаленных от центральной части страны регионах.
Для выполнения школьной программы чрезмерно увеличивается нагрузка на персонал. Некоторые школьные учителя дают более 30 уроков за одну неделю. Достаточно часто применяется практика совмещения нескольких предметов. Подобные условия препятствуют получению качественного образования. Отсутствие времени для самоподготовки негативным образом влияет на квалификацию преподавательского состава.
К сведению! В некоторых сельских школах средний возраст преподавателей превышает 50 лет. Молодые преподаватели предпочитают переезд в крупные города, где кроме увеличенных зарплат обеспечивается соответствие современной среде обитания.
Учителей земских школ поддерживают местные власти. Однако выделяемого объема финансирования недостаточно для решения отмеченных проблем. Для исправления ситуации принято решение о целевой помощи на федеральном уровне.
Учителей приглашают получить миллион – желающих пока немного
Деревня может привлечь педагогов и врачей, но вряд ли только рублем. Фото PhotoXPress.ru
Минпросвещения разослало письмо в местные органы образования с просьбой дать информацию о готовности к реализации программы «Земский учитель». Напомним, что ее инициировал президент Владимир Путин в февральском Послании Федеральному собранию. Учителю, переезжающему по программе в село или малый город для обучения детей в местной школе, будет выплачен 1 млн руб. из федерального бюджета. Прошло полгода – и вот первые шаги. Чиновники начали формировать списки желающих.
Согласно статистическим данным, которые приводит министр просвещения Ольга Васильева, из 42 тыс. школ у нас 26 тыс. сельских, и именно в них сохраняется сложная обстановка с педагогическими кадрами. Местные бюджеты не в состоянии удержать молодых педагогов из числа коренных жителей. Других специалистов сюда и калачом не заманишь. Поэтому на сегодняшний день там не хватает 12 тыс. учителей. Зачастую специалисты, переезжая в сельскую местность, не могут позволить себе приобрести жилье, а квартира или дом предоставляется лишь на время. Построить свое жилье нереально: в большинстве российских регионов заработная плата учителей редко превышает 20 тыс. руб. Многие, согласно официальным данным, работают на 1,5–2 ставках не по специальности, в результате чего еще и качество образования ухудшается. На данный момент сельским школам больше всего не хватает учителей иностранных языков, физики, математики и биологии.
Недавно отечественные школы получили письма от Минпросвещения с просьбами сообщить о готовности участия в программе «Земский учитель» на 2020–2022 годы. Данная программа строится по аналогии с программой «Земский доктор». За переезд в небольшие города и села педагоги будут получать единовременную выплату в размере 1 млн руб. «подъемных». Денежные средства предназначаются для покупки жилья, выплаты ипотеки или приобретения материалов для строительства дома. Президент предложил запустить программу с начала 2020 года. И зимой 2019 года поручил правительству РФ внести соответствующие изменения в законодательство. Предполагается, что деньги получат те, кто отвечает определенным требованиям. Согласно им, возраст учителя не должен превышать 35 лет. Обязательно высшее профессиональное образование для переезжающего, и нужно заключение договора с руководством школы минимум на пять лет.
Впрочем, министр Васильева уже предложила не ограничиваться предложенными возрастными рамками. Исходила она из того мотива, что жизнь в деревне предполагает неспешный ритм, что не совсем соответствует темпераменту молодых. Критиковали и расплывчатость документа. В нем не оговорены размер населенного пункта, срок отработки специалистом единоразовой дотации, а также возможность ее удвоения, если в семье сразу два учителя.
В принципе шаги правительства не так уж и новы. И в советский период вопросы дефицита педагогических кадров на селе решали путем предоставления приезжим учителям жилья. Напомним детали: тогда был невелик выбор вузов, и педагогическое образование было фактически массовым высшим. В институтах властвовал принцип целевого отбора: сельчан в педвузы брали охотней. Была принудительная отработка выпускниками педвузов в сельской местности. И все равно все эти чудесные меры не помогали – после отработки положенного срока молодые специалисты в большинстве своем уезжали в город. С тех времен жизнь в селе не претерпела существенных изменений – достаточно прогуляться в деревню, чтобы убедиться в этом. Так что все это позволяет предположить, что миллион в руки учителю ситуацию в целом не исправит. И даже если попробовать прибавить к этому бесплатный балакавриат для сельчан, аспирантуру, переподготовку, ускоренную карьеру. Менять нужно, но, видимо, что-то иное. Возможно, само село или хотя бы образ жизни сельчанина.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Кстати, и коррупционные риски введения программы сильны. Точно об этом станет известно позднее, когда она заработает. Схемы увода средств обычно рождаются по мере реализации проекта.
Критики программы теперь все чаще напоминают о том, что она не решает глубинных проблем. Уже само наличие данной программы и столь большой материальной помощи учителю говорит о том, что от данного человека ждут жертвы. То есть организаторы понимают, что переезжающий должен отказаться от многого из того, что имеет: от благ цивилизации, от возможностей для профессионального роста, технического прогресса, досуга и, наконец, личностного развития. Это как тюрьма на пять лет, пусть и за большие деньги. Первый зампредседателя комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олег Смолин рассказал, что аналогичная программа «Земский доктор» имела многие недочеты. Например, врачи после получения выплаты за переезд в сельскую местность покупали квартиры в городе, отрабатывали установленное в договоре количество лет в деревне и возвращались в свои квартиры. Впрочем, как рассказали нам в кулуарах Минпросвещения, очереди за миллионом пока не наблюдается. Все изучают ситуацию…
Нормативная база
Необходимость устранения проблем в рассматриваемой области была упомянута Путиным в рамках послания Федсобранию РФ (февраль 2019 года). Предложено разработать специальную программу государственной поддержки. В качестве примера упомянут действующий проект «земский доктор». Правительству поручено внедрить действующий механизм финансирования в 2020.
Единственный утвержденный нормативный документ по состоянию на осень 2020 г. – Постановление Правительства РФ № 1430 «О внесении изменений в программу «Развитие образования» от 09.11. 2020. Уточняющая информация приведена в тематическом письме Министерства просвещения № 135-13/08 от 27.09.2019. Сведения, представленные ниже, базируются на опубликованных материалах.
Добрый день! Меня зовут Иван Жданов. Я уже более 5 лет работаю юристом в крупной компании. За это время я получил большой опыт,поэтому хочу поделиться с посетителями сайта информацией, которая может помочь решать многие вопросы.
Все данные для сайта администраторы собирали и перерабатывали для подробного и удобного для чтения изложения текста. Перед применением найденной на сайте информации необходима обязательная консультация с профессионалом.