Принцип адресности и нуждаемости при выплате детских пособий в регионах

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с информацией на тему: "Принцип адресности и нуждаемости при выплате детских пособий в регионах" от профессионалов понятным языком для людей.

Принят закон, направленный на оптимизацию предоставления мер социальной поддержки с учетом применения критериев адресности и нуждаемости

Изменения, внесенные в ряд законодательных актов, позволят высвободить бюджетные ассигнования и направить их в том числе на цели социальной политики, включая предоставление мер поддержки тех граждан, которые действительно нуждаются в помощи.

Так, в частности, предоставление мер соцподдержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, детализировано с учетом срока постоянного проживания (работы) граждан в зонах отселения, проживания с правом на отселение, проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Сокращен перечень категорий ветеранов (исключены ветераны государственной службы).

Исключено положение о выплате пособия на ребенка ежемесячно. Теперь законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ будут устанавливаться размер, порядок назначения, индексации и выплаты данного пособия, включая условия и периодичность выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости.

[1]

Также приняты положения, устанавливающие правовые основания создания Единой государственной информационной системы социального обеспечения, задачами которой будут являться:

ведение классификатора мер соцподдержки и перечня категорий получателей;

предоставление информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), услуг и иных социальных гарантий и выплат;

контроль соблюдения гарантированного объема и качества предоставленных услуг, гарантий и выплат.

Оператором системы определен Пенсионный фонд РФ.

Субъектам РФ разрешили ввести критерии нуждаемости при определении мер соцподдержки

С 1 января 2016 года вступит в силу Федеральный закон № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости». Документ подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2015 года.

Закон предоставляет субъектам РФ право ввести критерии нуждаемости при определении мер социальной поддержки. Методическое обеспечение оценки нуждаемости и установления критериев нуждаемости при предоставлении мер соцподдержки будет осуществлять Минтруд России. Кроме того, с 1 января 2018 года планируется запустить единую государственную информационную систему социального обеспечения, в которой будут содержаться сведения о мерах социального обеспечения и соцподдержки, гарантиях, выплатах и компенсациях, предоставляемых гражданам. Оператором данной информационной системы станет ПФР.

[3]

Установлено, что в отношении граждан, которым до 30 июня 2016 года назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком трех лет, сохраняется право на получение этого пособия до наступления оснований прекращения его выплаты. В этом случае указанным гражданам не осуществляется ежемесячная денежная выплата по уходу за ребенком в фиксированном размере.

Подлежат ли обложению НДФЛ единовременные выплаты в виде адресной социальной помощи малоимущим и социально незащищенным категориям граждан? Узнайте из материала «Учет материальной помощи, предоставляемой работникам» в «Энциклопедии решений. Хозяйственные ситуации» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Между тем, в целях обеспечения соблюдения принципа адресности при предоставлении мер социальной поддержки гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрено предоставление с 1 июля 2016 года указанным категориям граждан отдельных мер соцподдержки при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением данных мер не менее одного года в зоне отселения, не менее трех лет в зоне с правом на отселение или не менее четырех лет в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Такое условие не распространяется на некоторые категории граждан.

Также, согласно закону, гражданам, имеющим детей и проживающим (работающим) на загрязненных территориях, с 1 июля 2016 года будут предоставлять ежемесячные выплаты по уходу за ребенком в фиксированном размере: до достижения ребенком возраста полутора лет – 3 тыс. руб. и от полутора до трех лет – 6 тыс. руб. Одновременно за указанными гражданами сохранится право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет на общих основаниях.

Также законом уточнены основания присвоения званий «Ветеран труда» и «Ветеран военной службы».

Министр Максим Топилин: Внедрение принципов адресности и нуждаемости перераспределит ресурсы в пользу граждан, которым действительно нужна помощь

Члены Общественного совета при Минтруде России обсудили законопроект о применении регионами критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки.

Законопроект предполагает оптимизацию предоставления отдельных региональных мер социальной поддержки с учетом применения критериев нуждаемости. «Мы сознательно не идем на то, чтобы вводить на федеральном уровне какие-либо стандарты и критерии. В регионах разные ситуации. Эти критерии будут устанавливаться регионом самостоятельно», – заявил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.

По его словам, законопроект подготовлен в условиях непростой экономической ситуации. «Но это не значит, что мы предлагаем сокращать льготы, – сказал Максим Топилин. – Внедрение принципов адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки даст возможность перераспределить ресурсы в пользу тех граждан, которые действительно нуждаются в помощи».

«Посыл министерства понятен и воспринимается как правильный и адекватный, – отметила председатель Общественного совета Елена Тополева-Солдунова. – Вместе с тем нужно подумать о том, каким образом снять возможные социальные риски».

Также на заседании Общественного совета был обсужден законопроект «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2016 год».

Данный законопроект подготовлен в соответствии с Методикой оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 531.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» общеустановленный возраст выхода на пенсию составляет для мужчин 60, для женщин – 55 лет. По данным Росстата за 2014 год, численность мужчин и женщин в данных возрастах составила 852 171 и 1 228 833 человека соответственно, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни – 15,87 и 25,53 лет соответственно.

В соответствии с Методикой ожидаемый период выплаты накопительной пенсии при ее назначении застрахованным лицам в общеустановленном возрасте выхода на пенсию, на 2016 год составит:

Читайте так же:  Оформление пособий по беременности и родам для матерей-одиночек

Т = (852 171 х 15,87 + 1 228 833 х 25,53) / (852 171 + 1 228 833) х 12 = 259 месяцев

При этом максимальное значение ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии с 1 января 2016 года установлено в размере 234 месяца.

Поскольку ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, рассчитанный по Методике, превышает установленное максимальное значение ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии на 2016 год, то в целях определения размера накопительной пенсии и корректировки размера накопительной пенсии ожидаемый период выплаты накопительной пенсии на 2016 год планируется установить в размере 234 месяца.

В ходе заседания были также обсуждены вопросы:

  • о ходе реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
  • о проекте федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»;
  • об основных характеристиках бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

Многодетные в Москве возмущены «критериями нуждаемости»

В Москве назрел бунт многодетных: правительство урезало льготы «критериями нуждаемости»

Два года назад в обиход чиновников вошло словосочетание «критерии нуждаемости». Курс на адресность социальных льгот задала федерация, депутаты Госдумы приняли нашумевший федеральный закон № 338, который дал субъектам право делать социальные пособия адресными. И пока в недрах Минтруда не созрели общие методические рекомендации, каждый субъект придумывает свои критерии, из-за чего разгораются конфликты . Многодетные семьи Москвы после введения правительством столицы критериев нуждаемости для выплат пособий на детей обратились за помощью в Общественную палату РФ: семьи остаются не только без денег, они теряют право на оплачиваемый отдых для детей и ряд других льгот.

«Круглый стол» по проблеме введения критерия имущественного обеспечения семьи для предоставления мер соцподдержки сегодня провел комитет ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан. С 2017 г. наличие в декларации семьи нескольких квартир, земельных участков или счета в банке исключает семью из круга получателей мер соцподдержки. Причем, в решении московский властей нет разницы между многодетными семьями и семьями с одним ребенком — правила и нормативы для всех одинаковы. В Общественную палату уже поступило множество жалоб, семьи отмечают, что пособия на детей, право на бесплатный летний отдых — существенная поддержка, которая особенно нужна в кризис.

«Когда теперь земельный участок, который был выдан многодетной семье, чтобы улучшить свое положение, считается дополнительным имуществом и благодаря ему у семьи нет возможности отправить ребенка на летний отдых — это безобразие. Мы не собираемся просить, а требуем, чтобы господдержка семей с детьми осуществлялось, как положено. Постановление, выпущенное правительством Москвы, является антигосударственным и направлено на геноцид семей с детьми«, — заявила эксперт Госдумы, многодетная мама Инна Жоголева.

В постановлении не делается различий в способах приобретения имущества, нет разницы, была квартира куплена на сбережения, получена в наследство или от государства либо куплена на субсидии. Последний вариант, как правило, не позволял семьям купить жилплощадь в Москве, поэтому многие приобретали несколько квартир в области, рассказал многодетный отец Александр Петрушин. Теперь такие семьи по новым правилам считаются «зажиточными» из-за превышения нормы «квадратов» на человека и им отказывают в пособиях на детей.

«В постановлении доля в объектах недвижимости приравнена к целому объекту недвижимости, но избавиться от таких «лишних» квадратных метров невозможно, если долей обладает несовершеннолетний ребенок», — рассказал Петрушин.

Постановление приводит к тому, что многие семьи всерьез задумались о разводе: при разделе совместно нажитого имущества один из родителей, получивший опеку над детьми, останется малоимущим, и сможет претендовать на льготы и пособия.

Депутат и многодетная мама из Зеленограда Светлана Палкина заметила, что за чертой бедности остается огромное количество людей, а отдельные нормы противоречат Жилищному, Семейному, Гражданскому кодексам.

«Один из таких моментов: при приватизации жилья законодательство требовало, чтобы доли получали все члены семьи. И сейчас собственниками части квартир являются целые поколения. Но при обращении за пособием учитывается только 18 кв. м на члена только той семьи, которая обратилась за получением пособия. Мы должны делить квадратные метры на всех, кто прописан в квартире», — рассказала она об одном из казусов.

У многих многодетных семей по нескольку земельных участков, в том числе в дачных товариществах — это тоже становится основанием для отказа в материальной поддержке. «Можно иметь одного ребенка и 20 соток и пять детей, но те же 20 соток — закон не дает преимущества многодетным. Надо ввести суммарный критерий оценки, так же, как и для квартир».

Представитель общественного совета по делам инвалидов Татьяна Волчкова заметила, что наличие нескольких квартир или земельных участков не говорит о повышенных доходах семей, а именно они должны быть основанием для отказа в дополнительной помощи:

«Если семьи не извлекают выгоду из участков, а просто выращивают овощи для семьи, то это не должно учитываться, как доход. То же самое с квартирами: если она сдается, это доход, елси в ней живут — нет. Мы считаем, что оценка наличия имущества подменяется доходом от имущества. Необходимо внести дополнительные критерии, разделить нуждаемость и малообеспеченность».

Волчкова также заметила, что в документе никак не учтены потребности семей с детьми-инвалидами, расходы которых объективно больше из-за медикаментов.

Столичные власти на «круглом столе» представляла заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения Москвы Ольга Грачева. Она напомнила о том, что критерии нуждаемости регионам рекомендовала применять федерация.

«Вы знаете экономическое положение государства, статьи социальных расходов, все это говорит о том, что принцип адресности и нуждаемости — актуальный вопрос, который прорабатывается на федеральном уровне и на уровне регионов», — сказала Грачева, заявив, что никаких нарушений прав при принятии постановления не произошло — регионы имеют право устанавливать меры соцподдержки, оплачиваемые из бюджета субъекта.

Она отметила, что критерии нуждаемости применяются только к малообеспеченным семьям, часть из которых являются многодетными. Обсуждаемое постановление правительства Москвы не связано с многодетными, заявила Грачева, а реализует положения федерального закона в отношении малоимущих. По словам чиновницы, прежде чем вводить критерии, правительство проанализировало реальное финансовое состояние семей, получающих поддержку.

Читайте так же:  Мрот обещают сравнять с прожиточным минимумом

«Являясь малообеспеченными, семьи наделены большим имущественным комплексом, некоторые являются учредителями компаний. Анализ показал, что три и более квартир, земельных участков и гаражей есть у 5 тыс. малообеспеченных семей, 3 тыс. семей имеют в собственности нежилые помещения для торговли и бизнеса, более 5% семей владеют тремя и более автомобилями, а 160 человек имеют нелегковые транспортные средства. У некоторых «малообеспеченных» есть по пять-десять квартир, 5% семей, находясь в состоянии малообеспеченности, приобретают новое имущество», — сказала Грачева.

В числе примеров она привела семьи с 90 автомобилями и 15 квартирами и семьи с доходами в миллиард, которые получали ежемесячное пособие на ребенка в размере 800 руб. Выход постановления она объяснила желанием чиновников добиться честности от заявителей.

Однако решение московских властей оставляет без пособия и семьи с небольшим количеством имущества, в спорных ситуациях Грачева посоветовала обращаться в комиссию по адресной помощи. «Мы оцениваем, где вы фактически проживаете, вы нам должны написать объяснение, почему имущество не приносит дохода, а только убытки», — сказала она.

При этом представитель социального департамента настаивала, что ухудшить положение многодетных чиновники не стремились, однако теперь для получения пособий семьям придется доказывать свое право на них.

В ответ на это первый заместитель председателя комиссии ОП РФ Георгий Федоров заметил, что к некоторым членам правительства Москвы тоже есть вопросы по их имущественной обеспеченности: «Вы говорите: «кое-где семьи имеют миллиардные доходы и мы приняли такой закон». Я тоже говорю, что кое-где в московском правительстве есть люди, которые имеют завышенные доходы и у нас к ним есть вопросы».

Несмотря на состоявшееся обсуждение, представители московских властей не сказали о том, что какие-либо положения постановления будут изменены. При этом участники «круглого стола» отметили, что распространение такой практики на другие регионы угрожает социальной стабильности.

Лишь четверть социальных выплат и льгот в России доходит до нуждающихся

Россия ежегодно тратит на социальные выплаты около 3% ВВП – больше, чем большинство стран с переходной экономикой. По числу же самих выплат и льгот Россия и вовсе мировой лидер, указывают эксперты Всемирного банка и Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) в докладе, посвященном эффективности соцподдержки («Ведомости» с ним ознакомились). Федеральных выплат и льгот около 800, и еще в среднем 100 – в каждом регионе.

Но вся эта разнообразная и дорогая помощь малоэффективна, если говорить о борьбе с бедностью. По закону государство оказывает социальную помощь людям, чей доход опустился ниже прожиточного минимума по не зависящим от них причинам (см. график на стр. 04). Соцподдержку получают 65% россиян, в том числе 84% малоимущих. При этом из 1 руб., выделенного на адресную поддержку, до бедных доходит лишь 25 коп. А доля адресных пособий в доходах беднейших в среднем по регионам не превышает 2%.

Социальная поддержка оказывается в основном не нуждающимся, а людям с заслугами перед государством: их поощряют примерно четвертью всех социальных выплат, это больше 700 млрд руб. На социальные пакеты военных и госслужащих уходит почти 12% средств в регионах и на федеральном уровне, подсчитали авторы доклада. Больше всего регионы тратят на поддержку ветеранов труда – это не только деньги, но и натуральные льготы: на оплату жилья и проезд. Но бедных среди них в 5,4 раза меньше, чем в среднем по стране, а когда нужно снижать расходы, регионы сокращают расходы не на ветеранов, а на поддержку семей с детьми.

Есть и совершенно необъяснимые выплаты: один из регионов предоставляет бесплатный проезд курсантам в городском транспорте, другой обеспечил жильем победительницу конкурса «Краса России». На реальную социальную поддержку идет не 3% ВВП, а только около 1,9% ВВП (или 1,5 трлн руб.), оценивают авторы доклада.

Снизить бедность помогло бы повышение адресности соцподдержки и расширение принципа нуждаемости. Причин низкой эффективности две: несовершенство правил, используемых для проверки доходов при назначении выплат, и крайне небольшой размер большинства выплат, который не может вывести людей за черту бедности, говорит соавтор доклада, руководитель Центра финансов социальной сферы НИФИ Олеся Феоктистова. Адресными мерами охвачено только 13% россиян, оценивают эксперты НИФИ, в том числе 10% небедных людей.

[1]

Повышение адресности соцподдержки отчасти поможет снизить бедность. По расчетам НИФИ, для перераспределения в пользу малоимущих семей потенциально есть около 1,5 трлн руб. Это значит, что нужно вводить критерий нуждаемости при выплате всех или части пособий. Но одной этой меры недостаточно, нужно найти еще дополнительные возможности (около 245 млрд руб.) – отменить некоторые налоговые льготы, например по НДС.

Из-за льготной 10%-ной ставки НДС на продовольствие, товары для детей и лекарства в 2016 г. бюджет недополучил около 450 млрд руб., оценивал Минфин, к 2020 г. потери вырастут до 614 млрд. Сейчас выгода от этой льготы достается в основном небедным семьям, а также производителям товаров, в том числе импортерам.

Также необходимо исключить из социальной помощи ту часть выплат, которая входит в социальные пакеты учителей, врачей, военных и других работников, говорит Феоктистова. Цель социальной защиты – предупреждение и смягчение последствий социальных рисков, которые ведут к снижению доходов, но у них нет ничего общего с выплатами по профессиональным признакам, продолжает она. Нужно на федеральном уровне определить методику оценки нуждаемости, которая учтет полный состав семьи и все источники ее доходов, указывают авторы доклада: регионы смогут опираться на него при перераспределении денег в пользу тех, кто в них больше всего нуждается, – прежде всего бедных семей с детьми. Методика должна учитывать и людей, которые станут бедными, если лишатся социальной поддержки, указывает Феоктистова.

Исследователи анализируют только социальные выплаты и льготы, а самая большая статья социальных расходов в России – пенсии. Не учитывается и социальное страхование. С их учетом государство ежегодно тратит на социальную защиту 12,3% ВВП. Но пенсионные и социальные программы часто дублируют друг друга: треть людей получают и пенсии, и помощь. Последняя часто компенсирует небольшой размер пенсии, указывал Всемирный банк. Но пенсии воздействуют на бедность сильнее, чем социальная помощь, указывали эксперты банка: на каждый процентный пункт ВВП, потраченный на пенсии, бедность сокращается приблизительно на 1,6 п. п. Зависимость бедности от социальных выплат – 1,33.

Читайте так же:  Пособия при рождении ребенка неработающей маме

Пока же каждый регион определяет сам, кого считать нуждающимся: кто-то учитывает инвалидность, отсутствие денег, кто-то – трудную жизненную ситуацию, рассказывает Феоктистова. Есть и федеральная поддержка, которая предоставляется без учета нуждаемости, ее тоже стоит перераспределять в пользу малоимущих семей с детьми, так же как и материнский капитал, который не решает ни демографической задачи, ни задачи снижения бедности.

Предлагают авторы и ограничения на получение одинаковых федеральных и региональных мер социальной поддержки, и объединение многочисленных выплат в единое универсальное пособие для бедных.

Видео (кликните для воспроизведения).

Реформа может не понравиться отдельным слоям населения, но другого пути победить бедность и помочь наиболее уязвимым семьям нет, признают эксперты НИФИ.

Отмена отдельных льгот и переход на адресную поддержку будут постепенными, успокаивает федеральный чиновник: с введением критерия нуждаемости старые пособия могут просто не индексироваться. Произойдет это не раньше 2021 г., нужна система единого реестра людей и домохозяйств, чтобы понимать реальную структуру и уровень бедности.

Пока же оценить уровень бедности сложно, согласен другой федеральный чиновник, особенно среди работающего населения, когда на некоторых производствах только часть зарплат выплачивается официально. Неформальная занятость велика и есть риск забрать деньги у ветеранов труда, чей доход может превышать 1,5 прожиточного минимума, и отдать людям с достаточно высоким доходом от неформальной деятельности, согласна директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова.

В большинстве случаев для ликвидации бедности семьи пособие должно превышать 10 000 руб., говорит Овчарова. Есть риск, что пособие будет давать больше денег бедным семьям, чем низкая зарплата, и они полностью перейдут на пособие. Переход на адресность высвободит еще около 25 коп. с каждого рубля, оценивает она, но зарплату людей нужно повысить до прожиточного минимума, чтобы у них не было стимулов отказываться от работы и переходить на пособие. Необходимо расширить программы поддержки безработных или предоставлять пособие в обмен на обязательство всех неработающих трудоспособных членов семьи устроиться на работу (сейчас среди них около 1,5 млн человек). При низких заработках пособие увеличит доходы семьи, говорит Овчарова. Необходимо разрешить бедным семьям, участвующим в программах материнского капитала, получать из них выплаты на текущее потребление, призывает она. Использование части материнского капитала на текущее потребление допускал президент Владимир Путин.

Материнский капитал уже получили около 1,2 млн семей, говорит Овчарова, но расходовать его не могут – нет проблем с жильем или самого жилья либо доходы слишком низкие. Главное – снова повысить роль заработка в доходах 40% наименее обеспеченных, призывали эксперты Всемирного банка.

Но вряд ли правительство пойдет на такие меры сейчас, скептична Овчарова. Расходы на льготы проще было уменьшить, когда росли пенсии, но сегодня реальные доходы населения падают, а реальный размер пенсий сокращается.

Пособия на детей малоимущим семьям

До недавних пор государственная помощь населению в виде пособий начислялась без учета реальной нуждаемости конкретных граждан. При назначении пособий и расчете сумм совершенно не учитывалась материальная потребность отдельных семей или лиц.

Малообеспеченным семьям было достаточно трудно получить дополнительную денежную помощь от государства. Чтоб это сделать, нужно было соответствовать целому ряду дополнительных критериев. И даже в этом случае деньги начислялись не из федерального бюджета, а из региональных средств. Далее мы подробно разберемся какие пособия на детей малоимущим семьям предлагает государство.

Законодательная база

В прошлом году власти серьезно занялись реформированием системы социальной поддержки населения. Этот процесс продолжается и в 2017 году. Теперь пособия назначаются все чаще с учетом принципа адресности, а не категориальности. Проще говоря, учитывается не категория, к которой относится каждый конкретный гражданин или семья, а доходы и нуждаемость в финансовой помощи. Меняется и процедура оформления пособия. Планируется, что граждане, имеющие низкие доходы, смогут сами заявлять о своем положении. Для этого необходимо будет предъявлять документы, подтверждающие статус малоимущей семьи.

В законе «О государственной социальной помощи» указаны цели, которых позволяют добиться выдаваемые пособия. Они следующие:

  • уменьшение уровня социального неравенства в стране;
  • адресность применения средств из бюджета;
  • поддержка семей, среднедушевой доход которых находится ниже прожиточного минимума;
  • улучшение материального состояния людей с низкими доходами.

Однако на деле все намного сложнее. Финансовая помощь, которую получают малоимущие семьи, является незначительной. Она не позволяет ощутимо улучшить качество жизни. Более того, многие семьи боятся оформлять на себя такие пособия, дабы не попасть «на карандаш» в органах опеки.

Критерии определения малоимущей семьи в РФ

Семья официально считается малоимущей, если она имеет подтверждающий документ от органов местного самоуправления. Сотрудники этих учреждений высчитывают доход на каждого человека. Если этот показатель не дотягивает до прожиточного минимума, прописанного в законодательстве, семья признается малоимущей.

[2]

Минимальное значение отличается для каждого региона Российской Федерации. Кроме того, нужно знать следующее:

  • федеральный прожиточный минимум отличается от регионального. Этот показатель зависит от стоимости потребительской корзины (цен на товары и услуги);
  • прожиточный минимум, как правило, повышается ежеквартально;
  • прожиточный минимум отличается для определенных категорий граждан: детей, пенсионеров, трудоспособных лиц.

В контексте законодательства семьей считаются граждане, которые вместе живут, а также ведут общее хозяйство. В состав семьи могут входить:

  • муж и жена;
  • родители и дети. Учитываются также усыновленные дети, приемные и взятые под опеку;
  • внуки, бабушки/дедушки;
  • мачехи, отчимы, пасынки и падчерицы.

Процедура расчета среднего дохода на каждого члена семьи регламентируется законом №44-Ф3 «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Первоочередное право на денежную помощь от государства имеют следующие категории семей:

  • многодетные семьи;
  • семьи с инвалидом;
  • неполные семьи;
  • семьи с пенсионером.

Как правило, их среднедушевой доход ниже минимума, оговоренного в законодательстве. Существуют также дополнительные критерии, согласно которым семье присваивается статус малоимущей. Например, если ребенка или детей воспитывает одинокий родитель.

В некоторых случаях заявитель получает отказ в получении государственной помощи. Такое происходит при следующих обстоятельствах:

  • если мужчина и женщина живут в гражданском браке, не зарегистрировав свои отношения;
  • если муж и жена официально находятся в браке, но живут раздельно;
  • если один из родителей не имеет противопоказаний к труду, но при этом отказывается работать;
  • если один из родителей злоупотребляет алкогольными напитками.

Поддержка детей в малоимущих семьях

Малоимущие семьи, в которых растут дети, получают государственную помощь в виде денежных пособий.

Читайте так же:  Льготы ветеранам

Рассмотрим по каким принципам разделяется пособия.

  • Целевые выплаты. Могут отличаться по регионам. В столице, например, кормящие мамы получают финансовую помощь на питание. Кроме того, им полагаются бесплатные медикаменты для ребенка до трех лет. Единственное требование – наличие рецепта на лекарство.
  • Малоимущие семьи, которые нуждаются в собственном жилье, могут получить бесплатно квартиру по договору социального найма. Для этого нужно встать на специальный учет, представляющий собой, по сути, очередь. Можно также получить социальную ипотеку на льготных условиях.
  • Семьи, которые тратят более 22% своего месячного дохода на оплату коммунальных услуг, могут воспользоваться субсидией. Процентный показатель в регионах отличается. В Москве он равен 10%. Документы на субсидию нужно подавать каждые полгода.
  • Семьи с небольшим среднедушевым доходом имеют право получать ежемесячный налоговый вычет. Сумма полагается на каждого ребенка в семье. Если родитель в семье один, он получает двойной вычет.
  • В некоторых регионах РФ семьям полагается материнский капитал после появления на свет третьего ребенка.

Таким образом, семья может получать льготы и пособия и с главного бюджета страны, и по региональным программам.

Выплата на ребенка до 3 лет, полагающаяся малоимущей многодетной семье

В законе «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» указано, что субъекты Российской Федерации могут самостоятельно определять категории семей, которым полагается финансовая помощь. Таким образом, в разных регионах многодетность определяется по-своему.

Чаще всего многодетной называется семья, которая воспитывает 3 детей и больше. Эта ячейка общества считается подверженной рисками, вследствие чего ей от государства полагается помощь.

Пособия для многодетных семей – часть демографической политики РФ. Материальная поддержка призвана стимулировать рождаемость. В областях, которые и без того отличаются хорошей рождаемостью, эти пособия не выплачиваются.

Условия получения пособия в регионах Российской Федерации для многодетных семей

Как уже было сказано, размер пособия и порядок его начисления регулируется местными властями самостоятельно. Однако главные критерии одинаковые для всех областей. Для получения пособия семья должна быть многодетной (многодетность определяется для каждого региона по-своему), а также иметь низкий среднедушевой доход. Кроме того, наиболее общие требования для получения финансовой помощи таковы:

  • ребенок, на которого назначается пособие, не должен быть старше трех лет;
  • ребенок, рождение которого дает право на получение пособия, должен появиться на свет после 31.12.2012 года. С начала 2013 года начал действовать закон, регламентирующий назначение материальной помощи. Дата может отличаться в регионах;
  • регион проживания заявителя должен иметь пониженную рождаемость;
  • семья должна иметь низкий средний доход на человека.

Если рождаемость в регионе приходит в норму, назначенные пособия выплачиваются на протяжении еще двух лет.

Пособие назначается на третьего ребенка, а также на всех последующих детей в семье. Каждый случай нужно оформлять отдельно. Финансовая помощь начисляется каждый месяц. Сумма пособия может кардинально отличаться в зависимости от региона. Она определяется с учетом прожиточного минимума, установленного для детей. При этом прожиточный минимум, установленный для взрослых граждан, не имеет значения.

Документы, необходимые для оформления пособия многодетным малоимущим семьям

Оформив пособие, заявитель должен подтверждать свое право на получение финансовой помощи каждый год. Обращаться необходимо либо в орган социальной защиты населения (УСЗН), либо в Многофункциональный центр (МФЦ). Предварительно нужно подготовить следующий пакет документов:

  • заявление на назначение пособия;
  • паспорта родителей;
  • свидетельство о рождении ребенка, на которого оформляется пособие;
  • справка с информацией о составе семьи;
  • документ о регистрации ребенка (к примеру, выписка из домовой книги);
  • если родители находятся в законном браке, – свидетельство о браке;
  • если родители не находятся в браке, – справка об установлении отцовства;
  • справка с места работы родителей с указанием получаемых доходов;
  • если один из родителей не трудоустроен, предоставляется документ, объясняющий причину. Например, справка из центра занятости;
  • номер банковского счета, куда будет начисляться пособие;

В нестандартных случаях список документов дополняется еще несколькими пунктами. Например, справкой об уклонении от оплаты алиментов, свидетельством о смерти второго родителя и т.д.

Некоторые из вышеперечисленных документов имеют свой срок годности. Подавать необходимо лишь их актуальные варианты.

Критерий нуждаемости в 2017 году

До прошлого года пособия выплачивались определенным категориям гражданам. Материальная нуждаемость каждой отдельной семьи не учитывалась. Из-за неблагоприятной экономической ситуации в стране сейчас выплаты осуществляются по принципу адресности. Конкретные нормы и правила еще нигде не прописаны, так что каждый регион определяет их для себя самостоятельно. В 2017 году адресный принцип все так же активно используется.

При этом, согласно заявлению Президента РФ, прежде назначенные пособия не будут пересматриваться и отменяться. Принцип же адресности будет применяться в будущем по отношению практически ко всем детским пособиям.

Пособие на ребенка малоимущим семьям

В законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» оговаривается финансовая помощь, которая выплачивается на детей до 16 лет (в некоторых случаях – до 18 лет). Размер пособия определяется отдельно для каждого региона РФ. При расчете уже сейчас в некоторых областях используют критерий адресности.


  • Например, в Астраханской области помощь получают семьи со среднедушевым доходом ниже 110% от прожиточного минимума.
  • В столице и области пособие выплачивается при доходе ниже, чем ПМ.

Материнский капитал с учетом принципа адресности

Оправданность использования принципа нуждаемости при назначении пособий практически ни у кого не вызывает сомнений. Единственный спорный вопрос в этом контексте – материнский капитал. Выборочное назначение этого вида государственной помощи может привести к ухудшению демографической ситуации в стране.

Более того, использование принципа нуждаемости вызовет сложности и в техническом плане, ведь оформлять право на материнский капитал можно и спустя несколько лет после рождения ребенка. Критерий нуждаемости же применяется для конкретного периода времени. Таким образом, возможность повсеместного использования принципа адресности по отношению к материнскому капиталу еще обсуждается.

ВНЕДРЕНИЕ ПРИНЦИПОВ АДРЕСНОСТИ И НУЖДАЕМОСТИ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАНАМ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Вопрос о мерах социальной поддержки населения актуальна и оказывает огромные влияние на уровень и качество жизни населения государства. Меры социальной поддержки могут определяться как мероприятия, которые проводятся органами социальной защиты в рамках социальной политики государства, направленные на предоставление отдельным категориям граждан помощи в соответствии с законодательными и правовыми актами.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев на одном из совещаний Правительства в январе 2015 года предложил внести некоторые законодательные изменения о применении принципов адресности и нуждаемости при предоставлении региональных мер социальной поддержки. Эти принципы подразумевают, что получатели социальной поддержки от государства должны будут систематически подтверждать текущий уровень своих доходов. Введение данных принципов обуславливается в докладе Министерства финансов Российской Федерации от 10 июля 2015 года. Несмотря на постоянно растущие бюджетные расходы, уровень бедности населения снижается крайне медленно. По оценке экспертов, среди граждан, получающих социальные выплаты, более 50% не относятся к категории нуждающихся в социальной поддержке.

Читайте так же:  Интервью с директором архангельского областного центра социальной защиты населения

Главной целью внедрения данных принципов и изменения в связи с этим ряда законодательных актов является повышение эффективности мер социальной поддержки путем высвобождения бюджетных ассигнований и направления их на цели социальной политики.

Система выплат, работающая до введения изменений, была известна еще в СССР и основывалась на принципе относительного равенства, что означает получение людьми одинаковых пособий. Но в настоящее время, в условиях экономического кризиса и в связи с нехваткой федерального бюджета такая система становится нагрузкой для государства. В такой ситуации необходимо введение принципа адресности как приоритетного направления в системе социальной защиты. Именно данный принцип позволит сосредоточиться государству на оказании поддержки лишь нуждающимся.

Карпикова И.С. отмечает, что в научной литературе сформировалось содержание «идеальной модели» адресной социальной поддержки населения. Модель базируется на следующий принципах:

¾ точное определение адресата – получателя помощи;

¾ оказание дифференцированной помощи как по объему, так и по видам предоставляемых услуг;

¾ разработка и реализация специальных мер по предотвращению социального иждивенчества в случае принадлежности получателей помощи к экономическому активному населению.

Но в Российской Федерации введена лишь часть данных принципов адресности, лишь отдельные элементы. Предоставление адресной помощи исключительно на основании дохода ниже прожиточного уровня приводит к тому, что ее будут получать не только нетрудоспособные граждане, но и вполне трудоспособные. Поэтому система оказания адресной социальной поддержки должна быть достаточно гибкой и продуманной, чтобы эффективно работать.

Что касается принципа нуждаемости, то он введен в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 № 388-ФЗ. В законе отражены следующие изменения: во-первых, предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, детализировано с учетом срока постоянного проживания (работы) граждан в зонах отселения, проживания с правом на отселение, проживания с льготным социально-экономическим статусом. Во-вторых, сокращен перечень категорий ветеранов, были исключены ветераны государственной службы.

Поскольку в каждом регионе своя ситуация, критерии нуждаемости будут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а не на федеральном уровне. А именно, речь идет о следующих видах компенсационных выплат: ежемесячное пособие на ребенка, дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам, компенсация расходов на оплату жилых помещений педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, компенсация родителям в целях поддержки воспитания и обучения детей, посещающих детские сады.

Министерством труда и социальной защиты были выдвинуты предложения по введению критерия нуждаемости по ряду региональных мер социальной поддержки. Данные положения отражены в справке о законопроектах Минтруда России о применении принципов адресности и нуждаемости при предоставлении региональных мер социальной поддержки.

Предполагается, что будет создана новая информационная система – Федеральный реестр лиц, с помощью которой будет усовершенствован учет граждан, имеющих (реализовавших) право на меры социальной поддержки.

Ведение такой системы планируется начать с 1 января 2017 года. Федеральный регистр будет содержать сведения о виде, форме, размере и основаниях предоставляемой меры социальной защиты (поддержки) гражданина, дате постановки его на учет в целях предоставления мер социальной защиты (поддержки), реквизиты документа, подтверждающего основания отнесения его льготной категории и другие сведения.

Целесообразно ли вводить подобные критерии, как адресность и нуждаемость? Да, государству это выгодно, поскольку выделение средств из бюджета страны для достижения целей социальной политики заметно сократятся. И регионы сознательно пойдут на сокращение предоставляемых мер социальной помощи, либо на уменьшение размеров выплат, а от этого уже будет страдать население того или иного региона.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в современных условиях определить и внедрить критерий нуждаемости и адресности довольно-таки сложно. Поэтому на данный момент Министерство труда Российской Федерации признаёт, что внедрить принципы нуждаемости и адресности можно только при начислении ряда региональных выплат. При этом возрастёт нагрузка на муниципальные органы социальной защиты, что может потребовать расширения штата.

Список литературы

1. Закон Нижегородской области от 24 ноября 2004 г. N 130-З «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» // Правовая среда (приложение к газете «Нижегородские новости», № 222(3154), 01.12.2004). № 65(561). 01.12.2004.

2. Закон Нижегородской области от 28 декабря 2004 г. N 158-З «О мерах социальной поддержки многодетных семей» // Нижегородские новости. № 1(3173). 06.01.2005.

3. Карпикова И.С. Адресность социальной защиты населения: необходимость и проблемы внедрения // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2007. № 6.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Федеральный закон от 29 декабря 2015 N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» // Российская газета. 31.12.2015. №6868 (297).

Источники


  1. Бархатова, Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах; Кнорус, 2011. — 232 c.

  2. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.

  3. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.
  4. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.
  5. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.
Принцип адресности и нуждаемости при выплате детских пособий в регионах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here