Предлагается ввести наказания за нецелевое использование субсидий

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с информацией на тему: "Предлагается ввести наказания за нецелевое использование субсидий" от профессионалов понятным языком для людей.

Предлагается ввести наказания за нецелевое использование субсидий

На днях Московской областной думой был внесен на рассмотрение Госдумы очередной законодательный акт, предусматривающий административную ответственность за нарушения порядка использования средств, выделенных в качестве субсидий и международных трансфертов.

В документе указано, что наказание будет назначаться только в связи с нарушением условий выделения средств. Дополнительно в законопроекте изложено, что подобные нарушения составляют значительную часть от нарушений бюджетного законодательства, что требуется оперативного реагирования со стороны ответственных и контролирующих ведомств.

Внесенное предложение предполагает принятие и дальнейшее внесение поправок в ряд статей федерального кодекса об административных правонарушениях. В частности, изменения могут коснуться статей 15.15.3 (нарушение условий выделения межбюджетных трансфертов) и 15.15.5 (нарушение условий выделения субсидий гражданскому населению и юридическим компаниям и индивидуальным предпринимателям).

Благодаря внесенным поправкам, к нарушителям будут применены соответствующие меры, что станет основанием для снижения уровня нарушений в сфере выделения дополнительных средств в виде субсидий и международных трансфертов.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, то Вы можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам. Позвоните прямо сейчас по телефону: +7 (499) 455-02-67 в Москве, +7 (812) 317-18-65 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по всей Росссии звонок бесплатный. Звонки принимаются круглосуточно. Это быстро и удобно!

Подписывайтесь на нашу группу «Социальный консультант» во «ВКонтакте» — там всегда свежие новости и нет рекламы!

Нецелевое использование бюджетных средств юридическими лицами, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, и ИП. Приложение к Энциклопедии судебной практики

Нецелевое использование бюджетных средств юридическими лицами, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, и ИП. Приложение к Энциклопедии судебной практики

1. Нарушение утвержденного правительством субъекта РФ порядка расходования субвенций, регулирующего межбюджетные правоотношения между уполномоченным органом и получателем субвенции, не является основанием для привлечения к ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ получателя субсидии, правоотношения которого с получателем субвенции регулируются заключенным между ними соглашением

Между муниципальным районом и СХПК заключено соглашение о предоставлении субсидии за счет средств государственного бюджета Республики, на основании которого кооперативу перечислено 102 585 906 руб. В соответствии с п. 2.2.5 соглашения [по которому муниципальное образование взяло на себя обязательство обеспечить целевое и эффективное использование субвенций, перечисленных Министерством, далее — Соглашение] СХПК обязуется производить своевременный расчет со сдатчиками молока за поставленное сырое молоко. В ходе проверки установлено, что фактически сдатчикам молока выплачено 71 167 673 руб., остаток субсидии 31 418 233 руб., использован не по целевому назначению: на оплату электроэнергии, газа, лизинговых платежей, кредитов.

Как следует из постановления министра финансов Республики и судебных актов, председатель СХПК привлечен к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ за нарушение пункта 2.7.3.3 Порядка расходования и учета субвенций и пункта 2.2.5 Соглашения.

При этом указанным Порядком расходования и учета субвенций урегулированы межбюджетные правоотношения только между уполномоченным органом — Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики и получателем субвенций (муниципальным образованием) — в данном случае муниципальным районом Республики.

Соглашением регулируются правоотношения между получателем субвенций — муниципальным районом Республики и получателем бюджетных средств (субсидий) — СХПК.

[1]

Пунктом 2.7.3.3 указанного выше Порядка расходования и учета субвенций предусмотрено, что потребительскому перерабатывающему кооперативу, имеющему поголовье крупного рогатого скота, субсидии предоставляются на возмещение части затрат по содержанию коров и по закупу сырого молока у сельскохозяйственных товаропроизводителей с обязательным условием ведения раздельного учета поступления сырого молока от сельскохозяйственных товаропроизводителей и собственного производства молока.

Вместе с тем Соглашение не содержит обязательного условия о предоставлении субсидии на возмещение части затрат только по содержанию коров и по закупу сырого молока у сельскохозяйственных товаропроизводителей. Данным соглашением предусмотрено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат по производству и переработке продукции животноводства.

Правилами предоставления субсидии, в соответствии с которыми СХПК была предоставлена субсидия, также не предусмотрено, что субсидия предоставляется исключительно на возмещение части затрат по содержанию коров и по закупу сырого молока у сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Согласно данным Правилам целью предоставления субсидий является стимулирование роста производства продукции животноводства, в том числе, по направлению «Обеспечение производства и переработки продукции животноводства» субсидии предоставляются на возмещение затрат на производство и переработку продукции.

С учетом указанных положений и установленных по делу обстоятельств нельзя признать достаточно обоснованным вывод должностного лица и судебных инстанций о виновности занимавшего должность председателя СХПК в совершении вмененного административного правонарушения только за нарушение пункта 2.2.5 Соглашения.

[1]

2. Сама по себе оплата иных расходов с банковского счета ГУП, куда перечислены средства целевой субсидии, не доказывает нецелевое использование средств субсидии в отсутствие иных доказательств обратного

Установлено, что исполняющим обязанности заместителя начальника железной дороги по экономике и финансам ГУП в марте 2015 года были подписаны платежные поручения на оплату за счет бюджетных средств командировочных расходов, средств на культурно-массовую работу в размере 0,5% фонда оплаты труда профсоюзному комитету, при том, что Перечнем мероприятий по обеспечению функционирования ГУП и Планом использования бюджетных средств на 2015 год, вышеуказанные расходы предусмотрены не были. В июне 2015 года было подписано платежное поручение на оплату за счет бюджетных средств электрической энергии на сумму 5821890,51 руб., что превысило размер средств на оплату электрической энергии, предусмотренный Планом использования бюджетных средств на 2015 год по ГУП. Также, вменено нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 463431,42 руб., выразившееся в направлении средств субсидии на финансовое обеспечение деятельности ГУП и оплате природного газа при том, что Планом финансового обеспечения, вышеуказанные расходы предусмотрены не были.

Представитель надзорного органа в судебном заседании прояснила, что проверка проводилась по банковскому счету на который были перечислены бюджетные счета. Вместе с тем, на указанный счет поступали денежные средства не только из бюджета Республики, но и другие денежные средства. Так, на денежные средства, находившиеся на счете, банком начислялись проценты, а в октябре 2015 года на счет поступили денежные средства с другого счета предприятия. Данный банковский счет не является бюджетным и на этот счет могут поступать иные денежные средства. Денежные средства, поступающие из бюджета на указанный счет, обезличиваются, в связи с чем невозможно определить какие именно: бюджетные или собственные денежные средства предприятия были направлены на исполнение утвержденного финансового плана.

Читайте так же:  Пособия и выплаты неработающим беременным женщинам и матерям

ГУП была предоставлена справка о движении денежных средств по счетам предприятия, из анализа которого следует, что на выполнение финансового плана, денежные средства перечислялись и с других счетов предприятия, однако указанный факт не был предметом финансовой проверки, о чем в судебном заседании подтвердил представитель Службы финансового надзора Республики. При таких обстоятельствах постановление о назначении наказания и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.

Примечание

Смотрите также решение Верховного Суда Республики Крым от 19 октября 2016 г. по делу N 21-505/2016.

[3]

3. Расходование на оказание медпомощи, не входящей в обязанности работодателя, средств предоставленной на конкретные цели субсидии в виде имущественного взноса РФ в Фонд признается нецелевым использованием бюджетных средств

По результатам проведенной проверки использования в 2013-2014 годах средств федерального бюджета (субсидии в виде имущественного взноса), предоставленных Российскому научному фонду на основании соглашения от 29.01.2014, Росфиннадзором вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ. Основанием для привлечения к ответственности послужил факт нецелевого расходования средств федерального бюджета (субсидии) на оказание медицинской помощи, не входящей в обязанности работодателя по обеспечению безопасности условий и охраны труда наемных работников.

[2]

Заявитель в жалобе указывает, что при разрешении споров, возникающих из правоотношений по субсидированию, судами неправомерно применены нормы бюджетного законодательства.

Между тем, из положений Федерального закона от 02.12.2013 N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Правил N 1170, соглашения от 29.01.2014 о предоставлении из федерального бюджета в 2014 году субсидии в виде имущественного взноса РФ в Российский научный фонд прямо следует, что субсидия из федерального бюджета предоставляется фонду на конкретные цели как участнику бюджетных правоотношений. Соответственно, при предоставлении указанной субсидии исполнение фондом публично-правовых обязанностей, вытекающих из бюджетного законодательства, и осуществление органом государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка их предоставления является обязательным условием. В этой связи ссылка заявителя на необходимость осуществления государственного финансового контроля фонда исключительно в процессе проверки соответствующего главного распорядителя бюджетных средств (Минобрнауки России) несостоятельна.

Примечание

4. Размещение на депозитных счетах средств субсидии, предоставленной некоммерческой организации в соответствии с п. 2 ст. 78.1 БК РФ, может не признаваться нецелевым использованием бюджетных средств

Согласно условиям соглашения, заключенным между Главным управлением экономического развития Севастополя и Некоммерческой организацией «Севастопольский фонд поддержки субъектов предпринимательства» (далее — Фонд), последнему предоставляется субсидия на реализацию мероприятия программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Севастополе» — организация деятельности с целью реализации программы обучения для малых и средних предприятий, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения их квалификации и осуществления иных видов деятельности в рамках реализации программы.

Административным органом и прокуратурой установлено, что данные бюджетные средства размещены директором Фонда на протяжении 2014-2015 годов в банковских вкладах в кредитных учреждениях с целью получения прибыли и за счет полученных процентов были покрыты текущие расходы Фонда за период с 26.11.2014 года по 08.05.2015 года, что не предусмотрено учредительными документами Фонда. Допущено нецелевое использование средств субсидии федерального бюджета, поскольку размещение указанных денежных средств и получение прибыли в виде процентов не предусмотрено учредительными документами Фонда в качестве вида его деятельности, и прямо запрещено Приказом Минэкономразвития России N 411 от 01.07.2014 (п. 4.9.8), образующее состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Нецелевое использование бюджетных средств юридическими лицами, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, и ИП. Приложение к Энциклопедии судебной практики

В материале «Нецелевое использование бюджетных средств юридическими лицами, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, и ИП» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам, связанным с привлечением к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Роcсийской Федерации об административных правонарушениях

Материал содержит краткие характеристики позиций судов, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам

Данные приведены по состоянию на май 2017 г.

При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук А.В. Кузьминой

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Если государство выделило организации деньги из бюджета на определенные цели, оно будет пристально контролировать, чтобы они были употреблены исключительно по назначению. Применить бюджетные деньги на иные задачи – уже серьезное правонарушение. Как квалифицировать такие действия? Кто привлекается к ответственности, если нарушения совершены бюджетной организацией или организацией, получившей субсидию? Как решается, имело ли место именно нецелевое применение? Рассуждаем в статье.

Особенности понятия нецелевого применения средств

Распределение государственных средств находится в ведении Бюджетного кодекса РФ.

Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования. А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:

  • законе о бюджете;
  • сводной бюджетной росписи;
  • бюджетной смете;
  • договоре о предоставлении субсидии;
  • соглашении;
  • в другом правомочном документе.

Таким образом, само нарушение состоит в действии либо бездействии распорядителя бюджетных денег и получателя средств, которое повлекло за собой несоответствие целей затрат вышеуказанным нормативным актам.

Последствия нецелевых расходов

Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:

  1. Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
    • главным распорядителем;
    • распорядителем;
    • получателем бюджетных средств.
Читайте так же:  Медаль “заслуга перед отечеством” 2 степени. льготы

При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.

  • Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого. Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.
  • Виды нецелевого применения государственных финансов

    Данное правонарушение можно классифицировать по типам участников:

    • допущение нецелевого использования участниками бюджетного процесса;
    • нарушение целей направления средств из бюджета автономными учреждениями.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что во 2 случае бюджетные деньги до использования становятся по факту средствами автономных учреждений (переходят на их расчетные счета), их применение по заявленным в соглашении (договоре) целям остается строго обязательным и подконтрольным. Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ).

    Варианты средств из бюджета «не на те цели»

    Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики. Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам:

    • по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены;
    • перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального;
    • бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники;
    • данными деньгами профинансированы затраты другой организации;
    • деньги применены на оплату услуг, находящихся вне деятельности профинансированной организации;
    • бюджетными деньгами воспользовались арендаторы и не возместили этих расходов;
    • затраты на финансирование объектов без принятой проектной сметы;
    • нарушение условий предоставления субсидий;
    • смещено финансирование по разделам бюджета: на средства одних разделов профинансированы цели других разделов;
    • прибыль от вложения бюджетных средств используется не по финансово-хозяйственному плану;
    • неправильное движение финансов по статьям и подстатьям бюджетной классификации, которая распределяет операции по секторам государственного управления.

    Субсидии, примененные нецелевым образом

    Когда бюджетные деньги выделяются на основании договора (соглашения), говорят о субсидировании. Нарушение договора в позициях оговоренных целей финансирования случается не так уж редко. Судебная практика выделяет такие распространенные случаи нецелевого направления государственных дотаций:

    Кто виноват

    Любое нарушение предусматривает ответственность. На кого она возлагается в случае неправильных расходов бюджетных средств?

    В первую очередь, на саму организацию. Юридические лица могут быть оштрафованы, а их деятельность приостановлена.

    Во-вторых, на конкретное должностное лицо. Человек может получить штрафные санкции, направление на принудительные работы, лишиться права на занятие конкретных должностей либо даже лишиться свободы на определенный законом срок.

    Таким должностным лицом чаще всего является руководитель как ответственный за экономические вопросы. Его подпись обязательна на всех важных финансовых документах – без нее они не повлекут за собой правовых действий. Но иногда вместо руководителя бумаги подписывает уполномоченное лицо, например, заместитель. Если право подписи ему передано официально, то и отвечать в случае нарушений придется ему.

    ВАЖНО! Юридическая ответственность за нарушение цели применения бюджетных средств возлагается на то лицо, чья подпись на финансовых документах повлекла соответствующее действие.

    Формы ответственности

    Данный тип нарушений предусматривает два вида ответственности: административную и уголовную.

    Административные кары за «нецелевку»

    Санкции за использование бюджетных средств не по назначению предусмотрены ст. 15.14 КоАп РФ. Если признаков уголовного деяния в нарушении не усмотрено:

    • организация отделается штрафом, который составит от 5 до 20% нецелевых денег;
    • должностное лицо будет дисквалифицировано на 1-3 года либо оштрафовано на 20-50 тыс. руб.

    Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям

    Такие преступления рассматривает ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» Уголовного кодекса РФ. По ней для виновного должностного лица могут быть применены:

    • штраф от 100 до 300 тыс. руб.;
    • штраф в размере его зарплаты или других годовых-двухлетних доходов;
    • принудительные работы с отлучением от определенных должностей на 1-3 года;
    • арест до полугода;
    • заключение в тюрьму до 2 лет с лишением права на определенную деятельность либо без него в течение последующих 3 лет (либо без такого запрета).

    Наказание ужесточится, если «нецелевка» осуществлялась группой лиц либо размер ее оказался особо крупным (из бюджета растрачено 7,5 млн. руб. и более):

    • штраф вырастет до 200-500 тыс. руб.;
    • длительность принудительных работ – до 5 лет;
    • сроки лишения свободы – до 5 лет.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Буква закона классифицирует «нецелевку» как правонарушение, только если доказан умысел в ее совершении. В противном случае имеет место ошибка. Если проверяющие вынесли решение о бюджетном правонарушении, а оно было совершено неумышленно, то правомерность санкций можно оспорить в суде.

    Ответственность за нецелевое использование субъектами малого и среднего предпринимательства субсидий на их развитие

    Винокурова М.М., преподаватель кафедры предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета экономики и права.

    Малое предпринимательство — это способ организации экономической деятельности, отличающийся своими особенностями, преимуществами и недостатками. При помощи малого бизнеса повышается занятость населения, в хозяйственный оборот вовлекаются свободные денежные ресурсы, повышаются налоговые доходы бюджетов всех уровней. Развитие малого предпринимательства — это одна из приоритетных задач для государства, так как повышение доли числа малых предприятий в стране ведет к выравниванию макроэкономической ситуации, увеличению ВВП и повышению уровня жизни населения.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Для реализации данной задачи государство должно оказывать малому предпринимательству соответствующую поддержку. Во всех странах с рыночной моделью хозяйствования осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. В Российской Федерации государственная поддержка субъектам малого предпринимательства начала оказываться со стартом демократических реформ. Ее формы и порядок предоставления за истекшие 20 лет существенно менялись. В настоящий момент государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее по тексту — МСП) оказывается в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон о развитии МСП).

    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (редакции Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ) // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

    В соответствии со ст. 16 Закона о развитии МСП формами государственной поддержки субъектов МСП названы финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также помощь в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, а также иные виды поддержки. Субъекты Российской Федерации вправе наряду с перечисленными формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет собственных средств.

    Читайте так же:  Детские пособия в йошкар-оле и республике марий эл

    Рассмотрим оказание финансовой поддержки субъектам МСП, а также организациям, составляющим инфраструктуру поддержки таких субъектов, предусмотренной ст. 17 Закона о развитии МСП. Финансовая поддержка МСП осуществляется путем предоставления им:

    • субсидий;
    • бюджетных инвестиций;
    • государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП.

    Основной формой предоставления финансовой поддержки МСП является выделение субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ.

    В соответствии со ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) субсидии могут рассматриваться как форма бюджетных ассигнований, предоставляемых юридическим лицам, а также как форма бюджетных ассигнований в виде межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации в другой. В процессе реализации государственной и муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства субсидии выделяются юридическим лицам только из региональных и местных бюджетов, из федерального же бюджета субсидии могут быть предоставлены в качестве межбюджетного трансферта бюджету субъекта Российской Федерации. Исходя из этого можно сделать вывод: напрямую программы поддержки финансируются только из региональных и местных бюджетов, т.е. бюджетные ассигнования в форме субсидий юридическим лицам (субъектам МСП) не могут быть предусмотрены в федеральном бюджете.

    Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998. N 145-ФЗ // Российская газета. 12.08.1998.

    Анализируя правовую природу субсидий, следует отметить, что в ст. 69 БК РФ субсидии юридическим и физическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) могут выделяться только при производстве ими товаров работ и услуг в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть субсидии должны носить целевой и компенсационный характер. При этом в соответствии со ст. 78 БК РФ субсидии производителям товаров, работ и услуг предоставляются на основании нормативно-правового акта субъекта или муниципального образования, в котором должны быть определены категории субъектов, которым они будут предоставляться, цели и порядок использования этих средств, а также порядок возврата в случае их нецелевого расходования.

    Следует отметить, что, по мнению Минфина РФ и Минэкономразвития РФ, высказанному в письме от 29 августа 2008 г. N 02-01-04/252312064-АП/Д05 , предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения. Для субъектов МСП возможность получить субсидии, например на реализацию бизнес-планов, до того, как будут истрачены деньги на эти цели из других источников, очень важна, так как у них зачастую нет возможности изыскать средства самостоятельно, а лишь только потом ждать компенсации из бюджета. Таким образом, компенсация, предполагающая авансовые выплаты, это уже не в чистом виде компенсация. Финансовая поддержка субъектов МСП в такой форме наиболее востребована среди субъектов МСП, так как доступ к кредитным ресурсам для них нередко ограничен, а собственных средств на старт нового бизнеса им бывает недостаточно.

    Письмо Минфина РФ и Министерства экономического развития РФ от 29 августа 2008 г. N 02-01-04/252312064-АП/Д05 «О применении ст. ст. 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» // СПС «Гарант».

    С другой стороны, возможность получения субсидий до того, как были предприняты какие-либо действия, в связи с которыми такие субсидии предоставляются, может привести к злоупотреблениям со стороны получателей субсидий. В этом случае средства, выделенные государством на развитие МСП, будут потрачены зря, и ни одна из целей, которые ставятся при поддержке МСП, не будет достигнута.

    В этой связи немаловажным является тот факт, что получатель субсидии, предоставляемой юридическому или физическому лицу — производителю товаров, работ или услуг, фактически получая средства из бюджета, не является получателем бюджетных средств, в том смысле, который вкладывается в этот термин ст. 6 БК РФ. Согласно ст. 6 БК РФ получателем бюджетных средств выступают: орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК. Юридические и физические лица — товаропроизводители не относятся ни к одной из перечисленных категорий, и поэтому получателями бюджетных средств быть признаны не могут. Такого же мнения придерживается Минфин РФ в своих разъяснительных письмах по этому вопросу .

    Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 июля 2009 г. N 03-03-06/4/63, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 июля 2009 г. N 03-03-06/4/59.

    В соответствии со ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает со стороны получателя бюджетных средств принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств подтверждение исполнения денежных обязательств. Таким образом, для получателя бюджетных средств установлен четкий, строго регламентированный порядок предоставления ему бюджетных ассигнований, каждый этап которого контролируется и в случае выявления нарушений перечисление бюджетных средств может быть прекращено путем блокировки расходов бюджета, в соответствии со ст. 231 БК РФ. В частности, согласно п. 2 ст. 231 БК РФ блокировка расходов бюджета осуществляется при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств. Для получателей субсидий, не являющихся получателями бюджетных средств, такой порядок не предусмотрен, а значит, текущий контроль за использованием субсидий осуществляется не столь жестко.

    Однако это не исключает возможности последующего контроля за целевым использованием субсидий субъектами МСП. В случае выявления нарушений, в частности нецелевого использования бюджетных средств, получатель субсидий должен возвратить полученные им бюджетные средства в порядке, установленном в соглашении о получении субсидий. Но если средства уже потрачены не по целевому назначению, а иных ресурсов для возврата у субъекта МСП нет, то вернуть средства, выделенные, например, для развития инновационного производства, а потраченные на покупку партии товаров, с ее последующей перепродажей и зачислением полученной прибыли на счета компаний-однодневок (или прямой перевод полученной субсидии на счета «специальных» фирм), очень затруднительно.

    В этом смысле интересен тот факт, что применение иных мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства для получателей субсидий фактически невозможно, так как ответственность несет получатель бюджетных средств, каковым получатель субсидий не является. Для подтверждения данного тезиса обратимся к действующему законодательству.

    Читайте так же:  Принят законопроект о заморозке окладов и выплат для госслужащих и военных

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета. 31.12.2001.
    Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Российская газета. 1996. 18, 19, 20, 25 июня.

    По нашему мнению, слишком жесткий текущий контроль за использованием предоставленных субсидий и не нужен, так как он может сковать хозяйственную деятельность субъекта МСП и свести на нет весь экономический эффект от оказанной поддержки. Однако при предоставлении субсидии авансом следует в соглашении о предоставлении субсидии, которое заключается на основании нормативно-правового акта о выделении таких субсидий из бюджета публично-правового образования, четко прописать не только цели использования субсидий, но и порядок их достижения, а также обязательно предусмотреть действенные меры ответственности за нецелевое использование субсидии, поскольку ответственность за нецелевое использование бюджетных средств для получателей субсидий неприменима (за исключением изъятия использованных не по целевому назначению средств). В частности, в том случае, если субсидия предоставляется не единой суммой, а в несколько этапов, было бы желательно следить за использованием уже выделенных средств, и при нецелевом их использовании применить меры, сходные с блокировкой расходов бюджета.

    Также, по нашему мнению, следовало бы приравнять статус получателя субсидий к статусу получателя бюджетных средств при применении мер ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, что позволило бы применять административные штрафы и уголовные наказания к получателям субсидий, а не только те меры ответственности, которые закрепляются в соглашении о предоставлении субсидий.

    Все эти меры в совокупности могут привести к более эффективному расходованию бюджетных средств, предоставляемых в качестве финансовой поддержки субъектам МСП, что в конечном счете приведет к скорейшему достижению целей, которые ставит перед собой государство, развивая малое предпринимательство.

    О направлении средств субсидии на госзадание и ответственность за нецелевое использование

    Автор: Гусев А., к.п.н., редактор журнала

    Комментарий к Письму Минфина от 13.07.2017 № 2-09-05/44583.

    В комментируемом Письме от 13.07.2017 № 2-09-05/44583 Минфин привел разъяснения по вопросам направления бюджетным учреждением средств субсидии из бюджета субъекта РФ на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, и привлечения к ответственности за их нецелевое использование.

    В силу п. 1 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов), органов власти субъекта РФ или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

    Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу (п. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

    Исходя из положений п. 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в п. 1 данной статьи. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

    Согласно п. 4 ст. 69.2 БК РФ субсидия на госзадание рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, утверждаемых в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

    В силу ч. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ бюджетным учреждениям предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

    Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Порядок их предоставления устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

    Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, предусмотренными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 1н (далее – Требования № 1н).

    В силу п. 9 Требований № 1н при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) учреждение составляет показатели плана исходя из предоставленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, информации о планируемых объемах расходных обязательств, в том числе об объемах субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

    Согласно ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 3-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» субсидии на выполнение государственного задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ, и используются ими без представления в территориальный орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта РФ документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

    Исходя из ст. 78.1 БК РФ порядок предоставления субсидий на выполнение государственного задания из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации соответственно.

    Так, в отношении федеральных бюджетных учреждений Положение о формировании государственного задания и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 71.

    В силу п. 11 Требований № 1н плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе соответствующих показателей, содержащихся в таблице 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)».

    При этом Требованиями № 1н не установлено, что плановые показатели по выплатам должны соответствовать по объему нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного задания.


    Подтверждением выполнения учреждением целей предоставления субсидии на выполнение государственного задания является достижение им установленных государственным заданием показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), что подтверждается отчетностью о выполнении государственного задания, представляемой учреждением учредителю.

    Читайте так же:  Как прикрепиться к любой (даже частной) поликлинике по полису омс

    По мнению Минфина, руководитель учреждения вправе принять решение о направлении субсидии на выполнение государственного задания, а также средств экономии, образовавшейся в результате использования субсидии, в том числе на цели, ради которых это учреждение создано, но которые напрямую не связаны с выполнением государственного задания.

    При этом такое определение направления расходов не должно повлиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в государственном задании.

    На основании ст. 38 БК РФ целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.

    В соответствии с ч. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

    Согласно ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной рос-
    писью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.

    Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления данных средств, или направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 00 до 50 00 руб. (или их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет), а на само учреждение – в размере от 5 до 25 суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

    Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, правила финансового обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, порядок расходования государственных средств, установленные БК РФ.

    Объективная сторона нецелевого использования бюджетных средств характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств на цели, не соответствующие условиям их получения, и завершенностью в момент осуществления операции.

    Таким образом, по мнению Минфина, бюджетные учреждения, их должностные лица могут привлекаться к административной ответственности за нецелевое использование субсидий, полученных из бюджета.

    При этом в контексте ст. 15.14 КоАП РФ могут рассматриваться случаи использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на цели, не соответствующие целям деятельности учреждения.

    Кроме того, финансисты отметили, что ответственность за нарушение условий использования субсидии на выполнение государственного задания может быть установлена в соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемом между органом-учредителем и бюджетным учреждением.

    В заключение отметим, что ранее Минфин придерживался противоположного мнения. Он говорил, что исходя из положений ст. 6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные учреждения не являются главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, получателями бюджетных средств и не относятся к участникам бюджетного процесса. Согласно ч. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ бюджетным учреждениям предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

    Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Порядок их предоставления устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения указанная субсидия на госзадание теряет статус средств соответствующего бюджета. На обозначенные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе положения ст. 306.4 БК РФ (письма от 29.04.2016 № 2-03-06/25186, от 23.05.2014 № 2-03-11/24579, а также Письмо Минфина РФ № 2-13-07/3919, Федерального казначейства № 2-7.4-05/5.1-545 от 26.09.2012 «По вопросам исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений»).

    Источники


    1. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.

    2. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.

    3. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.
    4. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.
    5. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.
    Предлагается ввести наказания за нецелевое использование субсидий
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here