Правительство сократило территории, испытывающие негативное влияние аварии на чаэс

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с информацией на тему: "Правительство сократило территории, испытывающие негативное влияние аварии на чаэс" от профессионалов понятным языком для людей.

Статус территорий пострадавших от катастрофы на ЧАЭС могут пересмотреть

В результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению разной степени подверглись 80% территории Беларуси, вся северная часть правобережья Украины. Общая площадь территории России составила свыше 55 тыс. км2.

Согласно закону, принятого в СССР 15 мая 1991 г., территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Зона отчуждения (30-километровая зона) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. В зоне отчуждения запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. В России в зону отчуждения вошли 4 села Брянской области.


Зона отчуждения Чернобыльской АЭС. Источник elenamuratova.ru

Зона отселения территория, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км. На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, население подлежит обязательному отселению. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право возмещение вреда и меры социальной поддержки.

В России в зону отселения входят 202 населенных пункта Брянской области. Из крупных городов в эту зону попал Новозыбков, который называют также российским Чернобылем. Большая часть населения, однако, осталась в городе. В настоящее время здесь проживают 42 000 жителей. Граница зоны отселения вплотную подошла к белорусскому городу Гомель (население около 500 000). Села, близь этого города были отселены, однако сам Гомель имеет статус территории с более низким уровнем загрязнения.


Монумент в Новозыбкове, установленный в память о Чернобыльской катастрофе. Источник an2rej-mail-ru.ya.ru

Зона проживания с правом на отселение — территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки. Право на отселение в России имеют жители почти 700 населенных пунктов Брянской, Калужской, Орловской, Тульской и Белгородской областей.

Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом — территория с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В данной зоне помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой. В России статус зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом имеют около 5000 населенных пунктов, относящихся к Брянской, Белгородской, Воронежской. Курской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской областям и Республике Мордова. В 4-ю зону по формальным признакам должны были бы попасть г. Киев (2 млн. жителей) и значительная часть территории Донецкой области, включая Донецк.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

В 2009 году Правительство Украины выступило с инициативой понизить статус ряда населенных пунктов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, или лишить статуса. Эта инициатива вызвала ряд негативных откликов. Правительство обвиняют в желании сэкономить на дотациях пострадавшим.

Мнение украинского Правительства выражает министр по вопросам чрезвычайных ситуаций и делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы Владимир Шандра:

«Сотрудниками Министерства по чрезвычайным ситуациям проводится ежегодная паспортизация радиологического состояния всех населенных пунктов в загрязненных зонах. В нынешнем году мы впервые издали справочник «Радиологическое состояние территорий, отнесенных к зоне радиоактивного загрязнения». В нем есть показатели по каждому населенному пункту. Например, в нем описывается количество обнаруженного цезия в грунте и молоке, возможная доза полученного облучения за 70 лет и количество измерений, которые проводились в этом населенном пункте. По полученным данным, 332 населенных пункта могут быть выведены из загрязненных зон. Но это только один аспект.

Министерство чрезвычайных ситуаций выполняет техническую работу в этом вопросе — мы даем информацию. Как ею можно воспользоваться? Местная община может принять решение о том, что она хочет выйти из зоны загрязнения. Далее это вопрос направляется в областной совет. Тот принимает решение и отправляет представление в парламент. И только Верховная Рада может принять окончательное решение: выводить ли этот населенный пункт из зоны загрязнения.

В 2004 году Верховная Рада вывела шесть населенных пунктов из загрязненной зоны: четыре в Волынской области и два — Ровенской.

Статус пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, не говоря о статусе ликвидаторов и инвалидов, у людей все равно остается. И он будет сохраняться, даже если кто-нибудь переедет в «чистый» регион. При выходе из зоны загрязнения населенные пункты теряют лишь некоторые дотации на питание.

С другой стороны, есть и свои плюсы. Например, во второй зоне загрязнения запрещено строить дороги, школы, вообще финансировать инфраструктуру за счет бюджета. Даже в четвертой зоне есть определенные ограничения — там запрещено строить санатории и предприятия, связанные с пищевой переработкой. Наконец, инвесторы не хотят вкладывать средства в объекты, находящиеся на территории загрязненной зоны».


Карта радиоактивного загрязнения изотопом цезия-137. Источник megafile.mksat.net

В Белоруссии статусы загрязненных территорий также были недавно пересмотрены. Совет министров Беларуси постановлением от десятого февраля 2010 года отменил старый и утвердил новый перечень населенных пунктов, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения. В соответствии с новым перечнем, общее число загрязненных населенных пунктов в стране уменьшилось на 211 единиц, по сравнению со списком, который утвердили в 2005 году. Как рассказала замначальника управления реабилитации пострадавших территорий департамента по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС министерства по чрезвычайным ситуациям Серафима Кукина: «24 из 211 населенных пунктов вышли из перечня как нежилые. «Остальные переместились в чистые зоны. За счет естественного распада радионуклидов плотность загрязнения в этих населенных пунктах стала допустимой. Это позволяет по закону считать их не загрязненными».

Однако со стороны общественности, экологов и других специалистов в адрес постановления совета министров последовала критика.

[2]

Руководитель гражданской инициативы «Terra-конвенция», эколог и журналист Валерий Дранчук считает, что «Ряд ведомств, которые занимаются этим вопросом, обязательно должны были объяснить населению, по какой причине такое количество населенных пунктов вычеркнуты из списка. Это ведь не какой-нибудь третьеразрядный вопрос, а Чернобыль и его последствия».

Читайте так же:  Правительство москвы определило дополнительные льготы по капремонту

По мнению руководителя киевского координационно-аналитического Центра экологии и здоровья, профессора Юрия Бандажевского, если на поверхности почвы счетчик не регистрирует радиоактивный цезий, то это означает, что радиоактивные элементы просто мигрировали в толщу земли и находятся на уровне корневой системы. Специалист говорит о трансформации радиоактивных элементов в более опасные для здоровья людей. Например, цезий-137, распадаясь, превращается в барий, а барий очень токсичен для организма человека. Люди на условно чистых территориях получают его с растениями и мясом животных.

Белорусам, проживающим на «очистившихся» территориях, придется распрощаться с льготами. Меньше их станет и у тех, кто проживает в городах и деревнях, переведенных в другие зоны. Хотя льготы сегодня не так уж и значительны. Практически все из них, которые касаются денежных выплат и финансовых компенсаций, давно отменены. По Закону о социальной защите граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, жители загрязненных зон имеют преимущественное право на зачисление в вузы, ССУЗы, ПТУ. Женщины имеют право на отпуск по беременности и родам 146 календарных дней с 27 недель беременности. Пожалуй, единственная льгота, связанная с денежной выплатой, предоставляется гражданам, проживающим в зоне последующего отселения либо с правом на отселение — выплата пособия по уходу за ребенком в размере 150%.

В России пока примеру Украины и Белоруссии пока не последовали: границы и статус загрязненных территорий ещё не были пересмотрены. В отличии от соседей, Россия продолжает выплачивать компенсации своим «чернобыльцам», они даже немного подросли с начала 2010 год: для работающих в зоне отселения выплаты увеличены с 717 руб. 91 коп. до 789 руб. 70 коп. В зоне с правом на отселение — с 358 руб. 94 коп. до 394 руб. 83 коп. Чуть подросли также выплаты за проживание, на детское питание и другие.

Последствия Чернобыльской катастрофы в Орловской области: радиационная обстановка на территории области приближается к естественным значениям

Постановлением комитету федеральных инвестиционных программ аппарата губернатора и администрации области дано указание усилить работу по координации деятельности служб и ведомств — исполнителей мероприятий федеральных целевых программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Управлению здравоохранения, управлению социальной защиты населения, управлению сельского хозяйства и продовольствия, управлению общего и профессионального образования поручено обеспечить выполнение мероприятий, определенных федеральной целевой программой «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» и областными целевыми программами «Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС до 2010 года» и «Дети Чернобыля», на 2003 год. Запланирован ряд других мероприятий.

26. Уроки аварии на Чернобыльской аэс. Обеспечение безопасности проживания на радиоактивно загрязнённых территориях

Наиболее опасными по масштабам последствий являются аварии на АЭС с выбросом в атмосферу радиоактивных веществ, в результате чего, кроме разрушения энергоблоков, имеет место длительное радиоактивное загрязнение местности на огромных площадях.

Состав радионуклидов в аварийном выбросе примерно соответствует их составу в топливе поврежденного реактора, отличаясь только повышенным содержанием летучих продуктов деления и благородных газов. После прекращения радиоактивных выбросов аварийным блоком изменение радиоактивного загрязнения определяется в основном радиоактивным распадом, ветровым переносом, смывом дождевыми и паводковыми водами (после таяния снегов), диффузией радионуклидов в почву и т. п.

Спад радиации вследствие распада радиоактивных веществ в случае аварии на АЭС идет медленно, уровни радиации за 7-кратный промежуток времени в условиях аварийного выброса уменьшаются примерно в 2 раза. Это обусловлено в основном динамикой и изотопным составом радиоактивных выбросов. Поэтому след радиоактивного облака в первые сутки после аварии вытянут по направлению среднего ветра в виде эллипса, но с течением времени конфигурация зоны радиоактивного загрязнения приобретает веерный, очаговый характер и целиком определяется метеоусловиями в течение всего времени выброса.

Авария на Чернобыльской АЭС,Катастрофа на Чернобыльской АЭС,Черно́быльская авария— разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украинской ССР (ныне — Украина). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю атомной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. В течение первых трех месяцев после аварии погиб 31 человек; отдалённые последствия облучения, выявленные за последующие 15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 человека перенесли лучевую болезнь той или иной степени тяжести, более 115 тыс. человек из 30-километровой зоны были эвакуированы. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы, более 600 тыс. человек участвовали в ликвидации последствий аварии.

В отличие от бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, взрыв напоминал очень мощную «грязную бомбу» — основным поражающим фактором стало радиоактивное заражение.

Облако, образовавшееся от горящего реактора, разнесло различные радиоактивные материалы, и прежде всего радионуклиды йода и цезия, по большей части территории Европы. Наибольшие выпадения отмечались на значительных территориях в Советском Союзе, расположенных вблизи реактора и относящихся теперь к территориям Белоруссии, Российской Федерации и Украины.

Чернобыльская авария стала событием большого общественно-политического значения для СССР, её ликвидация обошлась Советскому Союзу в сумму, близкую к 25 миллиардам долларов. Всё это наложило определённый отпечаток на ход расследования её причин. Подход к интерпретации фактов и обстоятельств аварии менялся с течением времени, и полностью единого мнения нет до сих пор.

Действия при получении сигнала о радиационной аварии

— Если вы находитесь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком, шарфом и укройтесь в ближайшем здании, лучше в собственной квартире. При входе в помещение в коридоре следует снять с себя верхнюю одежду и обувь, поместить их в пластиковый пакет или плёнку. Органы дыхания лучше всего закрыть ватно-марлевой повязкой, которую можно легко изготовить в домашних условиях.

— Если вы находитесь в своём доме (квартире), немедленно закройте окна, двери, вентиляционные отверстия, включите радиоприёмник, или телевизор, или репродуктор и будьте готовы к приёму информации о дальнейших действиях (см. вопрос 24 (оповещение и эвакуация)).

Читайте так же:  Можно ли получить компенсацию за неиспользованный полис осаго

— Если радиационная авария ещё не произошла, то обязательно загерметизируйте помещение и укройте продукты питания. Подручными средствами заделайте щели на окнах и дверях. Открытые продукты поместите в полиэтиленовые мешки, пакеты или плёнку. Продукты и воду поместите в холодильник или в закрываемые шкафы. Если радиационная авария уже произошла, то помещать открытые продукты в герметичные упаковки поздно. На этот случай в доме необходимо иметь запас консервов.

Обеспечение безопасности проживания на радиоактивно загрязнённых территориях. Согласно Федеральному закону «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 года № 3-ФЗ в зонах радиоактивного загрязнения вводятся особые режимы проживания населения.

Зоны радиоактивного заражения:

[1]

— зоны радиоактивного заражения, из которых проведена эвакуация и последующее отселение граждан;

— зоны радиоактивного заражения, на которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр);

— зоны радиоактивного заражения, на которых плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/км 2 .

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон устанавливаются и в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов не реже чем один раз в три года пересматриваются Правительством.

30-километровая зона, а также часть территории, загрязненные радиоактивными веществами, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности население было эвакуировано.

В зоне отчуждения запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Виды хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования устанавливаются Правительством РФ.

Зона отселения — часть территории за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/км 2 , или стронцием-90 — свыше 3 Ки/км 2 , или плутонием-2З9, 240 — свыше 0,1 Ки/км 2 . На территории зоны, где плотность загрязнения почв цезием составляет свыше 40 Ки/км 2 , а также на территории этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5,0 мЗв (0,5 бэр), население подлежит обязательному отселению. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на получение компенсаций и льгот, установленных настоящим Законом.

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством к указанной зоне могут относиться отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения, и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации. Режим проживания жителей в зоне, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством.

Зона проживания с правом на отселение.

Зона проживания с правом на отселение — часть территории, за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/км 2 . Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на получение компенсаций и предоставление льгот, установленных настоящим Законом.

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством к указанной зоне могут относиться отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством РФ.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством.

Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом — часть территории за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км 2 . В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В данной зоне помимо комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с аварией и применением контрмер.

Последствия аварии на ЧАЭС

Авария на Чернобыльской АЭС изменила сотни тысяч судеб, нанесла огромный экономический ущерб и сокрушительный удар по атомной отрасли, но это только очевидные последствия катастрофы, а есть и другие, отголоски которых мировая общественность до сих пор ощущает на себе.

Влияние аварии на развитие атомной отрасли.

Катастрофа 1986 года показала все слабые места атомной энергетики. Отсутствие конкретики всколыхнуло мировую общественность, вызвав волну протеста и пока ученые пытались разобраться во всем и найти причины, в странах бывшего союза прекращалось проектирование и замораживалось строительство новых атомных станций и реакторов. Та же ситуация складывалась в Западной Европе и Северной Америке, где за 16 лет не было построено ни одной АЭС, в связи с тем что резонанс мнений спровоцировал существенный скачок страховых взносов и падение рентабельности.

Последствия законодательного характера

Поставарийная ситуация с сокрытием реальных масштабов и последствий катастрофы подтолкнула правительство к принятию соответствующих законов. Так, появилась уголовная ответственность за намеренное сокрытие последствий техногенных катастроф (ст. 237 УКРФ) и упоминания о том, что сведения экологического, метеорологического, санитарно-эпидемиологического, демографического характера, информация о чрезвычайных происшествиях и т.п. не могут представлять государственную тайну или быть засекречены (ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне»). Открытый доступ необходим для обеспечения безопасности населения, производственных и других объектов (ст.10 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»).

Видео (кликните для воспроизведения).

Экологические последствия

В результате взрыва реактора и на протяжении последующих нескольких дней в атмосферу было выброшено большое количество радиоактивных веществ, в числе которых были: цезий-137, стронций-90, йод-131 и радиоизотопы плутония.

Читайте так же:  Субсидии и компенсации в улан-удэ

Здесь загрязнения были сосредоточены, прежде всего, на открытых участках. Улицы, проезжие части, стены и крыши домов, площади и парки показывали радиационный фон во много превышающий его нормальное значение. Это побудило власти эвакуировать население из городов и поселений на территории 30 км вокруг АЭС, которые и по сей день остаются незаселенными.

  • Экология сельскохозяйственных угодий

Территории, предназначенные для посева сельскохозяйственных культур, оказались непригодными. Возникла серьезная проблема миграции радиоактивных веществ по пищевым цепочкам и их аккумулирование в организме человека. В связи с чем было закрыто несколько десятков колхозов и совхозов, ликвидированы фермы. Агропромышленный комплекс понес серьезные убытки.

Со временем концентрация радионуклидов в почве стала снижаться, что связанно, прежде всего, с выветриванием, проникновением их в более глубокие слои земли и распадом, но даже сейчас большое количество сельскохозяйственных земель остается непригодными для использования.

Загрязненными оказались не только водоемы, расположенные в непосредственной близости к станции. Изначально произошло выпадение радионуклидов на водные поверхности, однако разбавление в значительной степени снизило загрязнение. Учитывая тот факт, что в воде сконцентрировались в основном радионуклиды с коротким периодом распада, то их содержание через несколько дней естественным образом значительно уменьшилось.

Что касается вымывания из почвы долгоживущих радионуклидов, то их уровень близок к нормальному и не наносит вреда здоровью и экологии.

Выброс радиоактивной пыли и высокая степень ее поглощения привела к полному уничтожению хвойных пород деревьев в 10 километровой зоне АЭС. Частично пострадали лиственные породы. «Сгоревший» лес стал рыжим. В грибах, ягодах и прочих продуктах лесного промысла было обнаружено высокое содержание цезия-137.

В связи с длительным сроком полураспада этого элемента даже при общей благоприятной экологической обстановке, лес будет оставаться загрязненным еще несколько десятилетий.

Медицинские и социальные последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС подробно отражены в статье «Пострадавшие».

Общественная палата против сокращения радиоактивной зоны, возникшей после аварии на ЧАЭС

Общественная палата (ОП) РФ не поддерживает принятие проекта постановления правительства «Об утверждении Перечня населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Об этом говорится в экспертном заключении ОП, направленном председателю правительства.

Согласно проекту постановления, число населенных пунктов, входящих в зону загрязнения, должно сократиться почти вдвое — с 4 413 до 2 161.

По мнению членов ОП, предлагая уменьшить количество территорий, профильные министерства должны опираться не только на факты о состоянии почв в Чернобыльской зоне, но и на демографические данные о заболеваемости, смертности, инвалидности на данных территориях, доступности специализированной медицинской помощи, санаторно-курортного лечения для граждан, экологические факторы, состояние сельского хозяйства, а также социального обеспечения.

В частности, на загрязнённых территориях, как отмечается в документе общественников, размеры льгот и компенсаций не обеспечивают достойный уровень жизни населения в связи с ростом цен на основные товары и услуги, увеличением жилищно-коммунальных тарифов.

А уменьшение радиоактивной зоны неизбежно приведет к тому, что сократится число льготников — численность граждан, которые могут лишиться компенсаций, составит более 600 000 человек, что будет способствовать росту социальной напряжённости.

[1]

Кроме того, члены ОП отмечают, что объём бесплатных медицинских услуг не обеспечивает необходимый уровень медицинской помощи, растёт доля платных медицинских услуг, в последние годы наблюдается тенденция естественной убыли населении, люди мигрируют — уменьшается численность трудоспособных граждан.

В связи с этим Общественная палата вынесла отрицательное заключение на проект постановления в предложенной редакции и полагает, что он нуждается в дополнительном обсуждении с привлечением общественности и экспертов и детальной проработке.

Началась паспортизация загрязненных после аварии на ЧАЭС территорий

Паспортизация радиоактивно загрязненных территорий, наиболее сильно пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, началась в субъектах Центрального федерального округа, сообщает МЧС России.

Данная работа выполняется в рамках реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года».

Целью программы является обеспечение необходимых условий безопасной жизнедеятельности и ведения хозяйства на радиоактивно загрязненных территориях; завершение комплекса работ по преодолению последствий радиационных аварий на федеральном уровне; создание методической, технической и организационной базы для передачи дальнейшего решения проблем, связанных с радиоактивно загрязненными территориями, на региональный уровень.

Общий объем финансирования ФЦП в 2011-2015 годах составит 9,28 миллиарда рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 8,36 миллиарда рублей.

«Основной задачей в области реабилитации населения и загрязненных территорий является оптимизация реабилитационных мероприятий, то есть внедрение наиболее эффективных технологий и реализация экономически оправданных мероприятий, ориентированных на снижение до безопасного уровня содержания загрязняющих веществ в производимой продукции и дарах леса, а также снижение доз облучения»,

— говорится в отчете по государственному контракту «Проведение работ по паспортизации радиоактивно загрязненных территорий».

В документе отмечается, что, несмотря на значительное улучшение радиационной обстановки, из-за высоких уровней загрязнения не удается обеспечить в полном объеме условия безопасной жизнедеятельности людей на части территорий. Наиболее остро эта проблема стоит в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях и носит долговременный характер.

«Основная цель паспортизации — обеспечение населения и органов исполнительной власти объективной информацией для планирования и проведения реабилитационных мероприятий, принятия решений по обеспечению безопасного проживания населения, ведения хозяйства и использования ареала обитания на радиоактивно загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС территориях» — отмечается в отчете.

По данным МЧС, в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году радиоактивному загрязнению подверглись 14 субъектов РФ общей площадью около 60 тысяч квадратных километров, на территории которых проживали более 3 миллионов человек.

Вследствие аварии на ЧАЭС радиоактивному загрязнению также подверглись более 2 миллиона гектаров сельскохозяйственных угодий и около миллиона гектаров земель лесного фонда РФ.
Наиболее загрязненными территориями являются Брянская (загрязнено 12,1 тысячи квадратных километров территории), Калужская (4,9 тысячи квадратных километров), Тульская (11,6 тысячи квадратных километров) и Орловская области (8,9 тысячи квадратных километров).

В ликвидации последствий аварии на ЧАЭС приняли участие около 200 тысяч россиян.

ОНФ: Проект сокращения списка территорий, пострадавших от чернобыльской аварии, требует общественного обсуждения

Активисты ОНФ предлагают правительству РФ провести широкие консультации с общественностью, экспертным сообществом и руководителями регионов, прежде чем принять постановление, проект которого предусматривает значительное сокращение числа населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Эту роль могла бы на себя взять межведомственная комиссия при правительстве РФ.

В настоящее время в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, включено 4 тыс. 413 поселений с общим числом жителей 1 млн 582,5 тыс. человек. В случае принятия документа в его нынешнем виде льгот и компенсаций могут полностью или частично лишиться значительное число граждан, большинство из которых проживают в Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областях, считают эксперты.

Читайте так же:  Субсидии и компенсации в архангельске

По мнению активистов ОНФ, разработчики документа формально подошли к формированию перечня, приняв во внимание только радиационную обстановку в населенных пунктах. Тогда как согласно федеральному закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», границы и перечень населенных пунктов, находящихся в них, пересматриваются и «с учетом других факторов», оказывающих негативное влияние на здоровье людей.

«Мы специально обращались в Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ с просьбой разъяснить, что входит в перечень этих факторов, и получили подробное описание: к ним относятся доступность специализированной медицинской помощи, уровень социально-экономического развития и многое другое. Например, в ответе института говорится, что сокращение перечней населенных пунктов целесообразно проводить «лишь при положительном результате реабилитационных мер»: в рамках зоны загрязнения должна быть создана хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая качество жизни населения выше среднего уровня и компенсирующая «отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с Чернобыльской катастрофой». Если такая структура не создана, «выводить населенные пункты из указанной зоны было бы преждевременно». Однако авторы проекта постановления правительства ограничились лишь результатами замеров уровня радиации. При этом у специалистов немало вопросов и к самим замерам, но они лишены возможности донести до чиновников свою позицию и быть услышанными», – отметил член Центрального штаба ОНФ, президент Общероссийского союза общественных объединений «Союз «Чернобыль» России» Вячеслав Гришин.

Эксперты ОНФ обратили внимание на то, что при подготовке темы, затрагивающей положение сотен тысяч россиян, сами граждане не могут вступить в диалог с властью и высказать собственное мнение.

Проект постановления опубликован на портале нормативных правовых актов regulation.gov.ru, однако сбор мнений и замечаний к этому документу происходит формально, считает Гришин. «Ответственные за это сотрудники МЧС дают правительству справку, где сообщается, что свое несогласие с положениями проекта высказали столько-то граждан и общественных организаций – и всё, ни аргументированного обсуждения, ни получения ответов от разработчиков документа или одобривших его министерств не происходит. А мы бы хотели услышать, чем руководствовалось, к примеру, Минтруда, соглашаясь на то, чтобы полмиллиона человек лишились дополнительной социальной поддержки. Такая позиция правительства явно не согласуется с позицией президента РФ, который неоднократно в своих выступлениях настаивал на сохранении подобного рода гарантий для населения, в том числе в сложных социально-экономических условиях», – подчеркнул Вячеслав Гришин.

По мнению Гришина, необходимо создать межведомственную комиссию при правительстве РФ, которая взяла бы на себя роль координатора усилий по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф. «В комиссию целесообразно включить, помимо представителей Минэкономразвития, Минтруда, Минсельхоза, Минздрава, Росгидромета, и представителей экспертного сообщества, которые будут доводить до чиновников позицию граждан, участвовать в замерах радиационного фона, прочих исследованиях и потом подводить свой итог. Так или иначе, у нас нет сомнений, что точка зрения общественности должна учитываться», – подытожил Вячеслав Гришин.

18Авария на чаэс, ее причины, развитие и ликвидация.

Чернобыльская авария – разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины (в то время – Украинской ССР). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. На момент аварии Чернобыльская АЭС была самой мощной в СССР.

Консультативный комитет по вопросам ядерной безопасности (INSAG)обозначил ряд проблем, внёсших вклад в возникновение аварии:

• установка фактически не соответствовала действовавшим нормам безопасности во время проектирования и даже имела небезопасные конструктивные особенности;

• недостаточный анализ безопасности;

• недостаточное внимание к независимому рассмотрению безопасности;

• регламенты по эксплуатации надлежащим образом не обоснованы в анализе безопасности;

• недостаточный и неэффективный обмен важной информацией по безопасности как между операторами, так и между операторами и проектировщиками;

• недостаточное понимание персоналом аспектов их станции, связанных с безопасностью;

• неполное соблюдение персоналом формальных требований регламентов по эксплуатации и программы испытаний;

• недостаточно эффективный режим регулирования, оказавшийся не в состоянии противостоять требованиям производственной необходимости;

• общая недостаточность культуры безопасности в ядерных вопросах как на национальном, так и на местном уровне.

Таким образом, основой аварии на ЧАЭС была признана «низкая культура безопасности не только на Чернобыльской АЭС, но и во всех советских проектных, эксплуатирующих и регулирующих организациях атомной энергетики, существовавших в то время».

Физически причинами аварии являются:

• Положительный паровой коэффициент реактивности реактора, не соответствующий нормативным документам;

• «Концевой эффект» – положительный выбег реактивности в момент начала погружения поглощающих стержней в активную зону.

Непосредственно во время взрыва на четвёртом энергоблоке погиб один человек, ещё один скончался в тот же день от полученных ожогов. У 134 сотрудников ЧАЭС и членов спасательных команд, находившихся на станции во время взрыва, развилась лучевая болезнь, 28 из них умерли[35].

В 1.24 ночи на пульт дежурного СПЧ-2 (по охране ЧАЭС) поступил сигнал о возгорании на АЭС. К станции выехал дежурный караул пожарной части во главе с лейтенантом внутренней службы Правиком (14 человек на Зил-131). Приняв руководство тушением пожара на себя, по рации передал сообщение на пульт дежурного пожарной части по охране г.Припяти (СВПЧ-6) о помощи. Из этой пожарной части прибыл лейтенант Кибенок также с дежурным караулом (10 человек). По цепочке было передано сообщение о возгорании высокого номера сложности, по которому к станции должны прибыть пожарные подразделения Киевской и близлежащих областей. Руководство тушением пожара взял на себя прибывший на станцию майор Телятников. После прибытия первого караула началось тушение пожара на крыше машинного зала, реакторном зале. Серьезнее всего пострадали пожарные тушившие реакторный зал. К 4 часам утра пожар был локализован на крыше машинного зала. К 6 часам утра был затушен. Всего принимало участие в тушении пожара 69 человек личного состава и 14 единиц техники. Наличие высокого уровня радиации было достоверно установлено только к 3.30

Пожарные не дали огню перекинуться на 3 блок (у 3 с 4 блоком единые переходы). Из средств защиты у пожарных была только боевка (брезентовая роба), каска и рукавицы. В противогазах КИП-5 было невозможно работать из-за высокой температуры горения[источник не указан 62 дня]. Их пожарные поснимали в первые 10 минут. Вместо огнестойкого покрытия (как было положено по инструкции) крыша машинного зала была залита обычным горючим битумом. Примерно к 2 часам ночи появились первые пораженные из числа пожарных. У пораженных стала проявляться слабость, рвота, «ядерный загар», после снятия рукавиц снималась и кожа с рук[источник не указан 62 дня]. Помощь им оказывали на месте (медпункт станции), потом переправляли в городскую больницу Припяти. Практически не пострадали водители пожарных автомобилей. 27 апреля первую группу пораженных (28 человек) отправили самолетом в Москву (6-я радиологическая больница).

Читайте так же:  Пособия по профессиональным заболеваниям

Лейтенантам В. Н. Кибенок и В. П. Правик посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Пожарные Титенок, Тищура, Игнатенко и др., сражавшиеся с огнем в реакторном зале, посмертно были награждены орденами и медалями.

Из двух имевшихся приборов на 1000 рентген в час один вышел из строя, а другой оказался недоступен из-за возникших завалов. Поэтому в первые часы аварии были неизвестны реальные уровни радиации в помещениях блока и вокруг него. Неясным было и состояние реактора.

Покинутые дома в прилегающих селениях

В первые часы после аварии, многие, по-видимому, не сознавали, насколько сильно повреждён реактор, поэтому было принято ошибочное решение обеспечить подачу воды в активную зону реактора для её охлаждения. Эти усилия были бесполезными, так как и трубопроводы и сама активная зона были разрушены, но они требовали ведения работ в зонах с высокой радиацией. Другие действия персонала станции, такие как тушение локальных очагов пожаров в помещениях станции, меры, направленные на предотвращение возможного взрыва водорода, и др., напротив, были необходимыми. Возможно, они предотвратили ещё более серьёзные последствия. При выполнении этих работ многие сотрудники станции получили большие дозы радиации, а некоторые даже смертельные. В их числе оказались начальник смены блока А. Акимов и оператор Л. Топтунов, управлявшие реактором во время аварии.

Выброс привёл к гибели деревьев рядом с АЭС на площади около 10 км².

Первоочередной задачей по ликвидации последствий аварии было осуществление комплекса работ, направленного на прекращение выбросов радиоактивных веществ в окружающую среду из разрушенного реактора. Важным этапом этой работы стало сооружение укрытия над разрушенным реактором с целью обеспечения нормальной радиационной обстановки на окружающей территории и в воздушном пространстве. Наряду с этим проводились дезактивационные работы на площадке атомной станции и в 30-километровой зоне.

Практически с первых часов, прошедших после начала аварии на ЧАЭС, персонал Смоленской атомной электростанции принял непосредственное участие в ликвидации ее последствий. Первыми в зону поражения с САЭС были направлены дозиметристы — надо было произвести детальную разведку территории станции и окружающего ее района для выявления степени загрязненности, определения уровня радиации. В городе Десногорске, в настоящее время проживает около 1500 участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и около 300 человек, эвакуированных из города Припяти, в том числе около 100 детей. Свыше 50 человек является инвалидами (инвалидность связана с аварией на ЧАЭС). Из всего числа наших участников и эвакуированных, более 40 человек умерло от онкологических заболеваний.

Смоленская АЭС сыграла основную роль на работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, персонал САЭС координировал и организовывал работы в сверхвысоких радиационных полях с привлечением сил Минобороны СССР. Так, в мае 1986 года, директором ЧАЭС был назначен директор САЭС Поздышев Эрик Николаевич, на долю которого выпала нелегкая судьба по подготовке ЧАЭС к эксплуатации, по расселению эвакуированного персонала ЧАЭС в других городах (в основном в Киеве). Перед отъездом на ЧАЭС, Э.Н. Поздышев обратился с предложением к работникам Смоленской АЭС отправиться с ним на помощь в ликвидации последствий аварии. Многие откликнулись на этот призыв. Искали и назначали руководителями таких людей, которые могли самостоятельно решать все вопросы. И таких оказалось много.

Штаб по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС возглавил бывший заместитель начальника цеха САЭС Самойленко Юрий Николаевич. Членами этого штаба были остальные работники САЭС: Васильченко Дмитрий Леонтьевич, Голубев Виктор Васильевич и многие другие. Эти люди с середины мая и до конца года безвыездно из зоны ЧАЭС организовывали и принимали личное участие в широкомасштабных ликвидационных работах на ЧАЭС в сверхвысоких радиационных полях, получив при этом сверхдопустимые индивидуальные дозы облучения. В настоящее время они пенсионеры и являются инвалидами II группы. С 1987 по 1993 занимали высокие руководящие должности на работах по ЛПА на ЧАЭС, внедряя при этом современные технологии, технику, методики и т. д. Самойленко Ю.Н. в 1986 году присвоено звание «Герой Социалистического труда СССР», Васильченко Д.Л. и Воробьев В.В. имеют высокие государственные награды. Всего же по городу Десногорску, за работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС награждены правительственными наградами более пятидесяти человек, в том числе двое награждены посмертно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сложная экономическая ситуация не позволяет государству в полной мере оказывать посильную помощь чернобыльцам. И сейчас эти люди являются практически беззащитными. Все это заставило их объединиться в общественную организацию «Союз Чернобыль», основной задачей которой является борьба с чиновниками разных уровней за свои права, гарантированные конституцией и федеральными законами.

Источники


  1. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.

  2. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.

  3. Сборник постановлений пленума верховного суда СССР. (1924-1977 гг.) (комплект из 2 книг). — М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 2016. — 822 c.
  4. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.
  5. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.
Правительство сократило территории, испытывающие негативное влияние аварии на чаэс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here