Какие пособия будут выплачиваться исходя из критериев адресности и нуждаемости

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с информацией на тему: "Какие пособия будут выплачиваться исходя из критериев адресности и нуждаемости" от профессионалов понятным языком для людей.

Содержание

Министр Максим Топилин: Внедрение принципов адресности и нуждаемости перераспределит ресурсы в пользу граждан, которым действительно нужна помощь

Члены Общественного совета при Минтруде России обсудили законопроект о применении регионами критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки.

Законопроект предполагает оптимизацию предоставления отдельных региональных мер социальной поддержки с учетом применения критериев нуждаемости. «Мы сознательно не идем на то, чтобы вводить на федеральном уровне какие-либо стандарты и критерии. В регионах разные ситуации. Эти критерии будут устанавливаться регионом самостоятельно», – заявил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.

По его словам, законопроект подготовлен в условиях непростой экономической ситуации. «Но это не значит, что мы предлагаем сокращать льготы, – сказал Максим Топилин. – Внедрение принципов адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки даст возможность перераспределить ресурсы в пользу тех граждан, которые действительно нуждаются в помощи».

[2]

«Посыл министерства понятен и воспринимается как правильный и адекватный, – отметила председатель Общественного совета Елена Тополева-Солдунова. – Вместе с тем нужно подумать о том, каким образом снять возможные социальные риски».

Также на заседании Общественного совета был обсужден законопроект «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2016 год».

Данный законопроект подготовлен в соответствии с Методикой оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 г. № 531.

[1]

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» общеустановленный возраст выхода на пенсию составляет для мужчин 60, для женщин – 55 лет. По данным Росстата за 2014 год, численность мужчин и женщин в данных возрастах составила 852 171 и 1 228 833 человека соответственно, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни – 15,87 и 25,53 лет соответственно.

В соответствии с Методикой ожидаемый период выплаты накопительной пенсии при ее назначении застрахованным лицам в общеустановленном возрасте выхода на пенсию, на 2016 год составит:

Т = (852 171 х 15,87 + 1 228 833 х 25,53) / (852 171 + 1 228 833) х 12 = 259 месяцев

При этом максимальное значение ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии с 1 января 2016 года установлено в размере 234 месяца.

Поскольку ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, рассчитанный по Методике, превышает установленное максимальное значение ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии на 2016 год, то в целях определения размера накопительной пенсии и корректировки размера накопительной пенсии ожидаемый период выплаты накопительной пенсии на 2016 год планируется установить в размере 234 месяца.

В ходе заседания были также обсуждены вопросы:

  • о ходе реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
  • о проекте федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»;
  • об основных характеристиках бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

Субъектам РФ разрешили ввести критерии нуждаемости при определении мер соцподдержки

С 1 января 2016 года вступит в силу Федеральный закон № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости». Документ подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2015 года.

Закон предоставляет субъектам РФ право ввести критерии нуждаемости при определении мер социальной поддержки. Методическое обеспечение оценки нуждаемости и установления критериев нуждаемости при предоставлении мер соцподдержки будет осуществлять Минтруд России. Кроме того, с 1 января 2018 года планируется запустить единую государственную информационную систему социального обеспечения, в которой будут содержаться сведения о мерах социального обеспечения и соцподдержки, гарантиях, выплатах и компенсациях, предоставляемых гражданам. Оператором данной информационной системы станет ПФР.

Установлено, что в отношении граждан, которым до 30 июня 2016 года назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком трех лет, сохраняется право на получение этого пособия до наступления оснований прекращения его выплаты. В этом случае указанным гражданам не осуществляется ежемесячная денежная выплата по уходу за ребенком в фиксированном размере.

Подлежат ли обложению НДФЛ единовременные выплаты в виде адресной социальной помощи малоимущим и социально незащищенным категориям граждан? Узнайте из материала «Учет материальной помощи, предоставляемой работникам» в «Энциклопедии решений. Хозяйственные ситуации» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Между тем, в целях обеспечения соблюдения принципа адресности при предоставлении мер социальной поддержки гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрено предоставление с 1 июля 2016 года указанным категориям граждан отдельных мер соцподдержки при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением данных мер не менее одного года в зоне отселения, не менее трех лет в зоне с правом на отселение или не менее четырех лет в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Такое условие не распространяется на некоторые категории граждан.

Также, согласно закону, гражданам, имеющим детей и проживающим (работающим) на загрязненных территориях, с 1 июля 2016 года будут предоставлять ежемесячные выплаты по уходу за ребенком в фиксированном размере: до достижения ребенком возраста полутора лет – 3 тыс. руб. и от полутора до трех лет – 6 тыс. руб. Одновременно за указанными гражданами сохранится право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет на общих основаниях.

Также законом уточнены основания присвоения званий «Ветеран труда» и «Ветеран военной службы».

Принят закон, направленный на оптимизацию предоставления мер социальной поддержки с учетом применения критериев адресности и нуждаемости

Изменения, внесенные в ряд законодательных актов, позволят высвободить бюджетные ассигнования и направить их в том числе на цели социальной политики, включая предоставление мер поддержки тех граждан, которые действительно нуждаются в помощи.

Читайте так же:  Льготы для инвалида при поступлении в вуз

Так, в частности, предоставление мер соцподдержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, детализировано с учетом срока постоянного проживания (работы) граждан в зонах отселения, проживания с правом на отселение, проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Сокращен перечень категорий ветеранов (исключены ветераны государственной службы).

Исключено положение о выплате пособия на ребенка ежемесячно. Теперь законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ будут устанавливаться размер, порядок назначения, индексации и выплаты данного пособия, включая условия и периодичность выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости.

Также приняты положения, устанавливающие правовые основания создания Единой государственной информационной системы социального обеспечения, задачами которой будут являться:

ведение классификатора мер соцподдержки и перечня категорий получателей;

предоставление информации об основаниях, условиях, способах, формах и фактах предоставления мер социальной защиты (поддержки), услуг и иных социальных гарантий и выплат;

контроль соблюдения гарантированного объема и качества предоставленных услуг, гарантий и выплат.

Оператором системы определен Пенсионный фонд РФ.

Госдума изменила механизм выплаты пособий «исходя из принципов адресности и нуждаемости»

Госдума во вторник приняла в третьем чтении закон, который меняет действующий механизм социальной поддержки граждан » а=»» адресатов=»» адресности=»» была=»» в=»» версия=»» выплат.=»» газеты=»» данным=»» документа=»» законопроекта=»» и=»» из=»» исходя=»» итоге,=»» их=»» критике=»» нуждаемости».=»» общественности.=»» определят=»» первоначальная=»» периодичность=»» по=»» подверглась=»» пособий,=»» принципов=»» размер=»» редакция=»» резкой=»» рф=»» сами=»» смягчена.

По мнению разработчиков законопроекта из Минтруда, адресность мер поддержки позволит направлять государственные средства в помощь действительно нуждающимся гражданам. Ранее министр труда РФ Максим Топилин отмечал, что документ поможет региональным властям в условиях кризиса лучше распорядиться финансами.

В первоначальной версии законопроект наделял региональные власти правом решать, нуждаются ли медработники и педагоги в сельской местности в дополнительных соцгарантиях, однако из финального варианта документа эту тему убрали полностью.

В то же время законопроект изменил порядок выплат детских пособий. Теперь ежемесячные прежде региональные детские пособия должны выплачиваться «не реже раза в квартал», при этом их размер, порядок назначения, индексации и выплаты, в том числе с применением критериев нуждаемости, будут устанавливать субъекты РФ. Кроме того, компенсировать родителям плату за содержание ребенка в детском саду предлагается с учетом «критериев нуждаемости», которые установят региональные власти, пишет «Росбалт».

Законом также ужесточаются требования к присвоению звания «Ветеран труда» для лиц, награжденных орденами, медалями и почетными званиями СССР или РФ, награжденных ведомственными знаками отличия.

В финальном варианте сохранился и наиболее спорный пункт документа, пишет «Коммерсант». В настоящее время выплата пособий по уходу за ребенком в зоне, пострадавшей при аварии на Чернобыльской АЭС, составляет 80% от зарплаты работающей матери и выплачивается на ребенка до трех лет. С вступлением в силу поправок адресаты будут получать 40% от зарплаты (на ребенка до полутора лет) и фиксированную сумму в 3000 рублей, а затем (до трех лет ребенка) только фиксированные 6000 рублей. Против этого пункта протестовали жители Щекино и Новомосковска Тульской области.

Еще одной уступкой общественности стал перенос срока вступления поправок в силу — с 1 января 2016 года на 1 июля.

Чиновники готовят замену соцподдержки адресными мерами, но не могут договориться о критериях

Российские чиновники никак не могут договориться о критериях нуждаемости, которые нужны для замены социальной поддержки адресными мерами. О переходе на адресные меры не раз говорил президент Владимир Путин, свое видение есть и у экономического, и у социального блоков правительства, пишет газета «Ведомости».

Федеральные меры поддержки размазаны тонким слоем по различным категориям получателей, пояснил изданию чиновник Минфина. По его словам, нужно законодательно закрепить понятие «нуждаемость», ввести единые критерии и порядок оценки доходов и имущества, свести воедино данные обо всех получателях, а уж потом переходить на адресные формы.

Пособия и другие виды соцподдержки предоставляются конкретному гражданину, а адресная соцподдержка не имеет отношения к месту проживания человека, а подразумевает целевой, точечный характер помощи нуждающимся, говорит эксперт, участвующий в обсуждении. В законе, принятом в 2015 году, понятия «критерий нуждаемости» нет и регионы трактуют его сами.

В начале декабря прошлого года Минтруд опубликовал проект методики, как региональным и местным властям оценивать критерии нуждаемости. Документ дорабатывается, говорят в Минтруде.

Сейчас основной критерий нуждаемости таков: среднедушевой доход семьи не должен превышать прожиточный минимум в регионе. Новая методика Минтруда предлагает сопоставлять среднемесячный доход за три последних месяца со среднемесячным значением прожиточного минимума за тот же период.

В настоящее время на социальную защиту федеральный и региональные бюджеты тратят около 2,7% ВВП — 2,23 трлн рублей в 2015 году (без пенсий и страховых выплат): это около 9% всех их расходов. По данным Росстата, количество бедных выросло с 15,5 млн человек в 2013 году до 19,1 млн в 2015 году.

Если бы хотя бы 29% расходов (из 2,7% ВВП, тратящихся на соцподдержку) попадало бедному населению, проблему бедности удалось бы решить, считают эксперты.

Доля мер социальной поддержки, предоставляемых в денежной форме с учетом критериев нуждаемости, по данным Минтруда, варьируется от 7,1% в Москве до 73,3% в Чувашской республике.

При этом, как считают во Всемирном банке, соцпомощь малоэффективна, беднейшие 20% получают лишь четверть ресурсов, подсчитал Всемирный банк, а кроме того, она запутана: только на федеральном уровне ее 500 видов, а на региональном они еще и хаотичны. Повышение адресности до 50-60% снизило бы бедность на 20-30%.

Совокупный дефицит доходов всех малоимущих составляет приблизительно 1% ВВП. Адресные меры (на которые расходуется 0,4% ВВП) играют в этом сокращении минимальную роль.

Минтруд предлагает учитывать имущество граждан при обращении за социальной помощью

Министерство труда и социальной защиты намерено рекомендовать регионам учитывать имущество граждан при их обращении за государственной социальной помощью, передает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу ведомства.

На заседании Общественного совета при Минтруде был рассмотрен проект соответствующего документа, в который вошли рекомендации по расчету совокупного прожиточного минимума семьи (одиноко проживающего гражданина), по расчету совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) и по оценке нуждаемости семьи (одиноко проживающего гражданина) для предоставления мер соцподдержки.

«При оценке нуждаемости в мерах социальной поддержки Минтруд России рекомендует регионам учитывать в том числе собственность членов семьи (одиноко проживающего гражданина): жилые помещения, земельные участки, транспортные средства, сельскохозяйственную технику и другое», — перечислили в пресс-службе.

Планируется, что методические рекомендации будут утверждены до конца текущего года, сообщается в публикации.

О разработке законопроекта о применении регионами критериев нуждаемости глава Митруда Максим Топилин сообщил в середине июля. По его словам, в настоящее время федеральное законодательство по части региональных социальных льгот не дает возможности регионам определять критерии нуждаемости.

Читайте так же:  Район крайнего севера. компенсация проезда к месту отпуска

Поэтому законопроектом планируется расширить полномочия регионов по данному вопросу, тогда у них появится возможность направлять ресурсы на поддержку действительно нуждающихся граждан и увеличить размер такой помощи, сообщалось на сайте министерства.

Законопроект предусматривает применение принципа нуждаемости при предоставлении регионом пособия по уходу за ребенком, мер соцподдержки медицинским и фармацевтическим работникам, компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, компенсации родителям в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей.

«Речь идет о наиболее полном учете критериев нуждаемости в предоставлении различных видов преференций, которые государство предоставляет в основном на региональном уровне», — пояснил Топилин, подчеркнув, что законопроект не вводит критерии нуждаемости по федеральным мерам соцподдержки — выплатам ветеранам, чернобыльцам, инвалидам.

Вместе с тем в начале ноября Минтруд высказался против введения пособия по бедности в России. Материальные ресурсы лучше направлять на повышение зарплат, а не «плодить опять какие-то новые и новые пособия», считает Топилин.

Совфед одобрил закон о соцподдержке граждан с учетом адресности и нуждаемости

МОСКВА, 25 декабря. /ТАСС/. Совет Федерации одобрил сегодня закон, оптимизирующий меры социальной поддержки граждан на основе принципов адресности и нуждаемости. Документ вносит поправки в семь законодательных актов, в том числе «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О занятости», «О ветеранах», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и другие.

Документ принимается «в целях совершенствования предоставления мер социальной поддержки, исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», говорится в сопроводительных документах. В частности, субъектам РФ предоставляется право устанавливать критерии нуждаемости для предоставления пособия на ребенка, а также уточнять периодичность выплаты этого пособия, «но не реже одного раза в квартал». Кроме того, регионам дается право устанавливать критерии нуждаемости для предоставления компенсации родителям, дети которых посещают детский сад и которые вносят родительскую плату.

Упорядочиваются подходы к присвоению звания «Ветеран труда» и совершенствуется ведомственная наградная система в части ужесточения требований, касающихся ведомственных знаков отличия в труде, которые дают право на присвоение звания «Ветеран труда». Законом также предусмотрена корректировка правил выплаты пособий «чернобыльцам» в целях «исключения многочисленных злоупотреблений». Для них вводится единое условие — постоянное проживание на загрязненных территориях непосредственно перед предоставлением данных мер.

Размер выплат устанавливается в зависимости от зоны и сроков проживания в ней. Безработным гражданам, получающим государственную социальную помощь на основе социального контракта, предоставляется право в приоритетном порядке проходить профессиональное обучение и получать дополнительное профобразование, если в их контракте содержатся условия о получении дополнительного профессионального образования.

Создаются правовые основы для создания с 1 января 2018 года Единой государственной информационной системы социального обеспечения с целью информирования граждан и органов власти о видах пособий и выплат из бюджетов разных уровней. Методикой оценки нуждаемости и установления критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки займется министерство труда и социальной защиты РФ.

По мнению спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, соблюдение принципов адресности и нуждаемости «позволит повысить эффективность социальных расходов в условиях дефицита бюджетных средств».

Состоялись нулевые чтения законопроекта об оказании мер соцподдержки с учетом принципов адресности и нуждаемости

13 октября 2015

Видео (кликните для воспроизведения).

В Общественной палате РФ состоялись нулевые чтения законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости», подготовленного Минтрудом России.

Директор Департамента правовой и международной деятельности Минтруда России Анастасия Безпрозванных отметила, что действие законопроекта, в частности, распространяется на региональные меры социальной поддержки, в числе которых компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг педагогическим и медицинским работникам (фармацевтическим) работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Законопроектом предусмотрено, что эти меры соцподдержки устанавливаются с применением федерального стандарта стоимости услуг, а также социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых в регионах.

По словам Анастасии Безпрозванных, законопроектом в целях дополнительной поддержки малоимущих граждан предусмотрено внесение изменений в федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации». Предлагается распространить право в приоритетном порядке проходить профессиональное обучение на безработных граждан, получающих помощь на основе социального контракта, если в нем предусмотрено прохождение обучения.

«Законопроект также содержит поправки в федеральный закон о ветеранах в части изменения оснований для присвоения звания «ветеран труда»», – отметила директор департамента. Так, планируется установить требования к продолжительности страхового (трудового) стажа кандидата на получение звания не менее 20 лет для женщин и не менее 25 лет для мужчин. При этом к ведомственным знакам отличия предлагается отнести знаки, которые вручаются за работу в соответствующей сфере не менее 15 лет.

Законопроект также содержит нормы, предусматривающие изменения, направленные на поддержку граждан в связи с проживанием (работой) в зонах радиоактивного загрязнения, которые предполагают в том числе установление ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения ими 3 лет гражданам, проживающим в указанных зонах. «Для неработающих граждан законопроектом предлагается установить ежемесячную выплату в фиксированном размере: до достижения ребенком полутора лет – 3000 рублей, от полутора до трех лет – 6000 рублей», – сообщила Анастасия Безпрозванных.

По ее словам, в целях полного и объективного учета прав граждан на меры социальной поддержки проектом федерального закона предусмотрено создание Единой государственной информационной системы социального обеспечения. В ней будут содержаться сведения обо всех мерах соцобеспечения с указанием их вида, условий, способов и форм, категорий получателей соцуслуг.

Соцпособия 2016 года сократят из принципов адресности и нуждаемости

Принципы адресности и нуждаемости должны использовать для определения расходов на социальную поддержку и индексацию зарплат бюджетников в 2016 году — по данным «Ъ», на прошлой неделе такие поручения даны Минтруду, Минздраву и Минфину. По данным мониторинга РАНХиГС, регионы, от которых также требуется переход к адресной соцполитике, уже начали внедрение этих принципов, но исключительно ради сокращения своих расходов, без перераспределения сэкономленного и без определения целей социальной поддержки.

2016-й может стать первым годом массовых экспериментов в области дифференциации социальной помощи как для регионов, так и для федерального центра. Как уже писал «Ъ», на закрытых совещаниях в правительстве на прошлой неделе даны поручения Минтруду до начала бюджетного процесса внести в Госдуму проект федерального закона «Об особенностях выплаты пенсий работающим пенсионерам». По данным «Ъ», Минтруду, а также Минздраву, Минобрнауки и Минфину также поручено обсудить реформу льготного стажа для врачей и педагогов, заново оценить масштабы льгот чернобыльской группы и рассмотреть вопрос об индексации в 2016 году бюджетных зарплат и соцвыплат, исходя из принципов адресности и нуждаемости. Предложения на этот счет, по данным «Ъ», Белый дом получит в июне 2015 года.

Читайте так же:  Размер пособий за счет фсс

Идея адресности заключается в отказе от индексаций выплат по категориям получателей (сейчас все федеральные индексации производятся категориально): адресное решение всегда принимается индивидуально. Принцип нуждаемости предполагает, что основанием такого решения должен быть недостаточный (по каким-либо критериям) доход получателя. На президиуме Госсовета 25 февраля президент Владимир Путин потребовал от регионов ускорения перехода на адресный принцип в соцподдержке, теперь же эксперименты с адресностью могут подняться на федеральный уровень. В последний раз в Минтруде обсуждали такие схемы в 2009-2010 годах в дискуссиях о социальном контракте при соцподдержке отдельных категорий граждан, но распространения тема не получила. Адресность и нуждаемость на федеральном уровне могут выглядеть не только как уже, видимо, утвержденный отказ с 2016 года от выплат пенсий работающим пенсионерам с годовым доходом свыше 1 млн руб по месту работы, но и как гибридные неадресные решения вроде индексации зарплат только низкооплачиваемым бюджетникам.

Совместный ежемесячный мониторинг РАНХиГС, ИЭП имени Егора Гайдара и ВАВТ в апреле содержит обзор уже вводящихся в регионах РФ в рамках сокращения расходов решений по изменению схем социальной поддержки, называя их квазиадресными. Крупнейший регион, который внедряет адресный принцип соцподдержки ветеранов труда, военнослужащих, репрессированных и тружеников тыла,— Московская область; в Новгородской, Ярославской, Омской, Псковской и Амурской областях адресную поддержку вводят для семей с детьми. В тексте анализируются действия около 20 регионов, так или иначе модифицировавших программы соцподдержки в 2014-2015 годах.

Сколько-нибудь полноценной реализации принципов адресности и нуждаемости в них пока не происходит. С одной стороны, нет единого подхода в определении порога получения адресной льготы: он колеблется в диапазоне от 1 до 2,5 прожиточного минимума, обычно связанного со средними региональными доходами населения (отметим, Росстат, по данным «Ъ», по поручению Белого дома обсуждает и коррекцию методики расчетов региональных средних зарплат). С другой стороны, самая распространенная в регионах идея — категориальная отмена соцподдержки, изменение условий ее предоставления или приостановка действия статей региональных законов о льготах.

Наконец, как отмечено в мониторинге РАНХиГС—ИЭП—ВАВТ, в большинстве случаев даже применение адресного подхода не ставит формальной задачи довести доход получателя до устанавливаемой черты бедности. Кроме того, почти никто из регионов не рассматривает в качестве критерия предоставления адресной поддержки совокупные доходы домохозяйства — обычно это только зарплата физлица и выплаты из бюджетной системы.

Отметим, о серьезности введения принципов адресности и нуждаемости в соцполитике в условиях РФ почти бессмысленно говорить без перехода к поддержке именно домохозяйств, а не физлиц — без этого практически невозможна серьезная реализация принципа нуждаемости: поддержка домохозяйств является стандартом соцподдержки для стран ОЭСР. Возможно, в ходе кампании по сокращению и реформе соцпомощи в 2015 году вопрос о переходе к оценке доходов домохозяйств в качестве критерия нуждаемости возникнет. Но пока, по данным «Ъ», правительству поручено действовать в этом вопросе в том же ключе, в котором уже действуют регионы.

Новые критерии нуждаемости для москвичей: соцпомощь получат не все

При обращении за социальной помощью в Москве теперь оценивается не только уровень доходов, но и имущественное положение семьи, в частности — размер жилплощади. Такой порядок закреплен в постановлении столичной мэрии, вступившем в силу с 1 января.

«Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности», — говорится в документе.

Портал Милосердие.ru публикует текст приложения к постановлению, где закреплены порядок и критерии оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (см. ниже).

Среди основных критериев, препятствующих предоставлению гражданам мер соцподдержки, как нуждающимся или малоимущим — наличие помещений, дач и земельных участков, количество и площадь которых превышает установленные в правилах нормы; владение двумя автомобилями, гаражами, или машиноместами; наличие крупных сумм на банковских счетах.

Подобный подход должен быть применен в федеральном масштабе для определения размера пенсий, считает глава Минфина России Антон Силуанов. Об этом он сообщил 13 января во время выступления на Гайдаровском форуме в Москве.

«Если мы примем программу, стратегию совершенствования пенсионной системы более справедливую, которая предусматривают большие пенсии тем, кто в этих пенсиях нуждается, и, соответственно, меньше тем, кто в них меньше нуждается…» — передает слова министра «Российская газета». По мнению Силуанова, в таком случае сэкономленные деньги государство могло бы направить на нужды образования, а также здравоохранения, что в конечном счете принесло бы пользу и пенсионерам.

Ранее Минтруд представил проект Методических рекомендаций по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости граждан, в соответствии с которыми на региональном и муниципальном уровне должна оцениваться нуждаемость обращающихся за помощью. Там закреплен аналогичный принцип, в соответствии с которым необходимо оценивать доходы не отдельно взятого человека, но всей его семьи, и отказывать в помощи, если у кого-то из близких есть относительно ценное имущество.

О необходимости подобного подхода заявили и в Комитете гражданских инициатив, который возглавляет Алексей Кудрин. Там призывают распространить критерии нуждаемости также на решение вопроса о размере пенсии.

Ранее о необходимости замены существующего в России комплекса социальных льгот на систему адресной помощи заявляли представители НИИ Минфина РФ и Всемирного банка. По сведениям «Известий», об этом говорится в составленной ими аналитической записке «Эффективная социальная поддержка населения. Версия 3.0: адресность, нуждаемость, универсальность».

По мнению ее авторов, 87% из тех, кто получает льготы и пособия в России, в действительности не нуждаются в них, между тем как 19% из тех, у кого доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума, не получают помощи.

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 28 декабря 2016 г. № 954-ПП

Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее — комиссии по оказанию адресной социальной помощи).
2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.
2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности
4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.
4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

Читайте так же:  Социальный спецсчет в банке

Социальные выплаты – остро нуждающимся

8 февраля на базе пресс-центра «Волжской коммуны» в здании Правительства Самарской области состоялся круглый стол по теме: «Новый порядок начисления социальных выплат в Самарской области». В его работе приняли участие региональные министры, депутаты Самарской Губернской Думы, представители органов исполнительной власти и общественных объединений, журналисты и блогеры. Участники мероприятия обсудили изменения, которые произошли в сфере социальных выплат в 2017 году.

Министр социально-демографической и семейной политики Марина Юрьевна Антимонова отметила, что в Самарской области на сегодняшний день получателями различных социальных выплат является около 1,6 миллионов человек – это примерно половина населения губернии. Всего в регионе существует 126 видов различных выплат, но только при предоставлении 17 из них учитывается принцип нуждаемости. Остальные распределяются согласно так называемому статусу человека, без учета его дохода. В 2017 году порядок меняется. Теперь при распределении большинства социальных выплат будут учитываться принципы адресности и нуждаемости .

Так, с 1 марта 2017 года более чем в 3 раза увеличится пособие по бедности . На него могут претендовать граждане, чей среднедушевой доход составляет менее прожиточного минимума. Как отметила министр, подавляющее большинство семей, где трое и более детей относятся к этой категории граждан.

[1]

«Мы увеличиваем размер пособия со 150 до 500 рублей на каждого члена семьи. Таким образом, многодетная семья, в которой в два родителя и трое детей, будет получать ежемесячно 2,5 тысячи рублей. Ранее эта же семья получала всего 750 рублей», – рассказала министр.

Также с 1 марта проиндексируют выплаты на содержание детей в опекунских и приемных семьях, увеличится и вознаграждение приемному родителю. А дети-сироты к окончанию школы будут получать по 5 тысяч рублей из областного бюджета. Аналогичные выплаты предусмотрены и муниципальным бюджетом г.о. Самары. Кроме того, как рассказала М.Ю. Антимонова, в связи с непростой экономической ситуацией во многих регионах России были вынуждены отказаться от выплат семьям при рождении третьих и последующих детей, тогда как в Самарской области эту программу продлили. И даже более – ежемесячные выплаты многодетным семьям также будут проиндексированы.

«Пособие платят семьям, чей средний доход на одного члена семьи не превышает среднего дохода по региону, то есть 27 тысяч рублей. Нам удалось сохранить и проиндексировать эту меру поддержки. Многодетные семьи получают из бюджета около 10 тысяч рублей на третьего и последующего ребенка, не достигшего возраста трёх лет», – пояснила министр социально-демографической и семейной политики региона.

Дополнительные средства на увеличение выплат появятся за счёт сокращения на 2,8 млрд рублей расходов на содержание органов власти.

С этого года увеличился процент компенсации за оплату жилищно-коммунальных услуг. В бюджет многодетных семей теперь возвращается не 30, а 50% от суммы, потраченной на оплату коммунальных платежей . Изменился механизм предоставления этой выплаты и для остальных льготополучателей.

Если раньше граждане, имеющие право на ЕДВ ЖКУ, а это 550 тысяч жителей губернии, получали средства на оплату коммунальных услуг фиксированной суммой, при этом на что льготополучатель тратил эти средства никем не контролировалось, то с 1 января изменился порядок, теперь граждане получают компенсацию за понесенные траты согласно тарифам и нормативам. Схема достаточно проста: гражданин оплачивает услуги, далее компании, предоставляющие эти услуги, передают данные об оплате в министерство социально-демографической и семейной политики посредством специальной программы, где и производится расчет и начисление компенсации. Так, в феврале выплаты компенсаций за ЖКУ начнутся после 10 числа. Владельцам банковских карт, куда начисляются выплаты – начиная с 8 числа .

Однако, как рассказала министр, на сегодняшний день 133 организации, предоставляющих услуги гражданам (это 10 процентов от общего числа поставщиков услуг), не заключили соответствующие соглашения об обмене данными, в связи с чем могут возникнуть задержки.

«Все крупные компании-поставщики жилищно-коммунальных услуг Самарской области заключили с нами соглашения, но остались небольшие ТСЖ и ЖСК которые по каким-то причинам до сих пор этого не сделали. Мы держим этот вопрос на контроле, ведь это нарушение федерального законодательства со стороны таких компаний. Но самое главное, что при отсутствии данных мы не имеем оснований для начисления компенсаций, и от этого страдают граждане. В случае, если жителям не начислили компенсацию, им необходимо обратиться к председателю своего ТСЖ и выяснить — передал ли он ваши данные нам. Если нет – требовать от него выполнения этого. Даже если данные придут к нам с задержкой, как только они поступят, мы выплатим все положенные деньги, в том числе и за прошлые месяцы», — подчеркнула министр.

Важно отметить, что компенсация за понесенные расходы на ЖКУ положена только тем, кто эти расходы действительно понёс – должники компенсацию получать не будут до тех пор, пока не погасят задолженность.

С 1 февраля урегулировано количество поездок по социальной транспортной карте. Теперь по ней можно совершить до 50 поездок в месяц. Ранее за 270 рублей, которые также компенсируются гражданам, обладатель социального проездного мог ездить без ограничений. По словам министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области Ивана Ивановича Пивкина в результате проведенной аналитической работы выяснилось, что в некоторых случаях количество ежемесячных поездок по социальной карте превышало 300 и достигало порой 1000, что представляется физически невозможным для одного человека, особенно преклонного возраста.

« Я приведу в пример анализ данных за июнь 2016 года. В этом месяце 24 человека совершили более 300 поездок каждый. По одной карте – даже 1110 раз. Когда мы стали разбираться, выяснилась, что на конечной остановке транспорта карту в течение нескольких минут активировали по 10-15 раз», – подчеркнул министр.

С учетом того, что общая стоимость компенсации транспортным компаниям рассчитывается исходя из количества поездок, на областной бюджет ложилась колоссальная нагрузка.

«При этом, наши расчеты показывают, что большинство льготников в месяц – это 64% — совершает не более 50 поездок. В целом же среднее количество поездок в Самаре составляет 48 поездок, в Тольятти — 37. Таким образом, 50 поездок – количество, устраивающее большинство добросовестных льготников», – добавил Пивкин.

Урегулирование количества поездок позволит сохранить в бюджете и перенаправить на другие социальные нужды более 460 млн рублей.

«Расходы транспортным компаниям за провоз льготных категорий граждан компенсируют за счет бюджета. За последние годы сумма компенсаций значительно выросла. Если в 2015 году на эти цели ушло 946 млн рублей, то в 2016 – уже более 1 млрд рублей. В областном бюджете на 2017 год на эти цели заложено 1 млрд 358 млн рублей, и уже 245 млн рублей не хватает», — подчеркнул министр.

Читайте так же:  Льготы в благовещенске

И.И.Пивкин подчеркнул, что количество поездок может быть увеличено .

«В настоящее время мы проводим тщательный анализ использования карт, в том числе и для того, чтобы оптимизировать транспортные маршруты, чтобы граждане могли ездить без пересадок», — рассказал министр транспорта и автомобильных дорог.

Сейчас проводится модернизация программного обеспечения, что позволит для удобства граждан отображать остаток лимита поездок на контрольных билетах, выданных по социальному проездному.

Еще одной важнейшей темой обсуждения стало нововведение, которое вступает в силу с 1 марта 2017 года. 31 января депутатами Самарской Губернской Думы были приняты поправки в закон, согласно которому выплаты неработающим ветеранам труда и труженикам тыла, получающим пенсию более 19500 рублей, будут временно заморожены. Речь идёт о сумме от 600 до 1119 рублей. Как отметила министр социально-демографической и семейной политики М.Ю.Антимонова, граждан, более 80% пенсионеров поправки в закон никак не коснутся, ведь их пенсия меньше этой суммы.

«Я хочу акцентировать внимание на том, что речь идёт именно о сумме пенсии. У наших людей стерто представление о том, где пенсия, где социальное пособие, а где какие-то еще доплаты. Им всем в один день почтальон приносит всю сумму и думают, что это все пенсия. Но пенсия это то, что выплачивает пенсионный фонд. Мы доплаты не учитываем, только размер пенсии», — подчеркнула министр.

Кроме того, министр подчеркнула, что среди граждан, получивших звание ветеранов труда – несколько тысяч человек еще даже не достигли пенсионного возраста. Это не обязательное условие для получения данного статуса. Министр также напомнила, что звание «ветеран труда» является поощрением. Но в ситуации, когда 19% населения губернии находятся около или уже за чертой бедности, у бюджета больше нет возможности тратить деньги на поощрительные надбавки, нужно помогать тем, кому помощь действительно нужна.

«Получается, что имея статус, например, ветерана труда, гражданину положена выплата от 600 до 1119 рублей, при этом не имеет значения, какой у него доход – 10 тысяч или 50 тысяч рублей – все на сегодняшний день получают равную сумму, но для кого-то она имеет «вес», а кто-то эти деньги объективно даже не замечает в своём бюджете», — рассказала министр.

О том, какую работу провели депутаты Самарской Губернской Думы при подготовке закона, рассказала председатель комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике областного парламента Марина Геннадьевна Сидухина.

«На самом деле во многих регионах страны уже давно введены критерии адресности и нуждаемости. Теперь пришли к этому и мы. Мы делали расчёты, анализировали и сравнивали. В итоге контрольной отметкой сделали сумму пенсии равную 250% прожиточного минимума – 19500 рублей. Этот порог у нас один из самых высоких в стране. В Пермском крае этот показатель составляет 200%, в Омской области 175%. В Волгоградской и области и Бурятии – 150%, это чуть более 11000 рублей», — привела примеры М.Г.Сидухина.

По новому порядку ЕДВ не предоставляется работающим пенсионерам, однако, как отметила Сидухина, принцип адресности является основой для принятия окончательного решения по каждому человеку .

«Если у гражданина пенсия 12 тысяч и официальный заработок в 5 тысяч рублей, то мы прекрасно пониманием, что 600 рублей для него имеют значение и Губернатор поручил нам изучать такие случаи, находить выход и не лишать людей выплаты. Главное – помочь нуждающимся, и сегодня мы эту работу уже проводим. Граждане, которым требуется помощь, должны обращаться к нам, депутатам, или в управление соцзащиты по месту жительства, или в министерство социально-демографической и семейной политики – мы не оставим без внимания обращения и будем работать так, чтобы те, кому помощь нужна, её получали», — рассказала депутат.

Своим мнением по этому поводу поделился председатель областной общественной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Иван Алексеевич Сахаров .

«Я нахожусь в постоянной связи с ветеранскими объединениями по всей губернии, мы также доводим до них информацию, но не искажаем её, как это делают некоторые, а разъясняем. Мы прекрасно понимаем, какая ситуация и в Российской Федерации, и в Самарской области, и именно мы выступили соавторами обращения к Губернатору региона, которое в том числе и запустило эти изменения. Мы видим, что сегодня надо направить силы и делать всё, чтобы защищать наиболее уязвимые слои населения в непростой ситуации. Я абсолютно уверен, что никакие льготы у ветеранов не отбирают. И количество льготников остается таким же. Да, будет перераспределение, да, нужно помогать тем, кому тяжелее», — рассказал Сахаров.

Подводя итог, стоит отметить, что с 1 января 2017 году увеличены выплаты семьям с приёмными детьми, а с 1 марта – малоимущим гражданам. Кроме того, семьи с приёмными детьми, где воспитывается трое и более детей теперь приравнены к многодетным, а значит также получают дополнительные выплаты – компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг, бесплатные лекарства. Средства на это будут изысканы, в том числе и благодаря тому, что по поручению главы регионы расходы на государственное управление сокращены на 2,8 миллиарда рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, Правительство региона готовит дополнительные меры поддержки нуждающимся в помощи государства граждан. В планах – усиление помощи многодетным семьям, а также введение единовременной выплаты при рождении первого ребенка у матери в возрасте до 25 лет.

Источники


  1. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.

  2. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.

  3. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.
  4. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.
  5. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
Какие пособия будут выплачиваться исходя из критериев адресности и нуждаемости
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here