Изменения в социальном законодательстве

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с информацией на тему: "Изменения в социальном законодательстве" от профессионалов понятным языком для людей.

ТАБЛИЦА: «Анализ изменений законодательства по социальному обеспечению»

Минтруд РФ разъяснил порядок оплаты расходов на реабилитацию сотрудников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Приказ Минтруда РФ от 20.08.2018 № 529н

(вступил в силу 08.12.2018)

Что изменилось С 1 января 2019 года До 1 января 2019 года
Социальное обеспечение
В том числе сообщается, что оплата допрасходов на реабилитацию (за исключением оплаты медпомощи) производится, если федеральным учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованное лицо нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Если медпомощь не предусмотрена программой бесплатных госгарантий, но входит в объем лечения застрахованного лица, страховщик должен обеспечить ее оплату в полном объеме. Если в соответствии с программой реабилитации определена нуждаемость пострадавшего в сопровождении, расходы на питание и проживание сопровождающего лица подлежат оплате страховщиком

Повышена база для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 № 1426

Предельная величина базы составит 865 тыс. рублей нарастающим итогом с 01.01.2019 Предельная база в 2018 году устанавливалась Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378 в размере 815 тыс. рублей

Пилотный проект ФСС РФ расширит географию на 11 регионов

Постановление Правительства РФ от 01.12.2018 № 1459

В 2019 году эксперимент распространится на следующие регионы: Республика Ингушетия, Республика Марий Эл, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Камчатский край, Владимирская, Псковская, Смоленская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа

ПФР начнет извещать работодателей о наличии у трудоустроенных сотрудников предпенсионного возраста права на два выходных дня диспансеризации

П. 11 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ

Подсказка ПФР пригодится, если гражданину полагается досрочная пенсия, например, по льготным спискам, за работу в особых условиях или большой стаж.

ТАБЛИЦА: «Анализ изменений законодательства в области cоциального обеспечения»

Увеличен пенсионный возраст государственных и муниципальных служащих

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ

Изменения внесены Федеральным законом от 23.05.2016 № 143-ФЗ

Что изменилось С 1 января 2017 года До 1 января 2017 года
Социальное обеспечение
В 2017 году возраст, по достижении которого государственные гражданские и муниципальные служащие получают страховую пенсию по старости, повысится на шесть месяцев и составит 55 лет и 6 месяцев для женщин, 60 лет и 6 месяцев для мужчин

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет

Увеличен стаж государственной гражданской службы (муниципальной службы) для назначения пенсии за выслугу лет

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ

Изменения внесены Федеральным законом от 23.05.2016 № 143-ФЗ

Условия предоставления права на пенсию региональным и муниципальным служащим по-прежнему определяются нормативными актами регионов и муниципалитетов. Но уточняется, что для них, как и для федеральных служащих, минимальная продолжительность стажа соответствующей службы для назначения пенсии за выслугу лет определяется согласно приложению к закону № 166-ФЗ.

Для назначения пенсии за выслугу лет в 2017 году необходим стаж государственной (муниципальной) службы 15 лет и 6 месяцев. Далее с каждым годом он будет увеличиваться еще на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет

Федеральным государственным гражданским служащим наряду со страховой пенсией по старости может назначаться пенсия за выслугу лет. При ее назначении учитываются стаж государственной гражданской службы (не менее 15 лет) и иные условия в соответствии с п. п. 1 — 3 ст. 7 закона № 166-ФЗ.

Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств региональных и местных бюджетов определяются законами и иными НПА регионов и актами органов местного самоуправления

Увеличен минимальный срок исполнения полномочий члена СФ или депутата Госдумы, необходимый для получения ежемесячной доплаты к пенсии

Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ

Изменения внесены Федеральным законом от 23.05.2016 № 143-ФЗ

При исполнении указанными лицами своих полномочий:

— от 5 до 10 лет (ранее от 1 до 3 лет) – 55 процентов ежемесячного денежного вознаграждения;

— 10 лет и более (ранее свыше 3 лет) – 75 процентов

Для выплаты из ФСС страхового обеспечения понадобится справка-расчет

Приказ Минтруда РФ от 28.10.2016 № 585н

(вступил в силу 28.11.2016)

Обновлен перечень документов, без которых фонд не возместит расходы на пособия по больничному и в связи с материнством. Он пополнился справкой-расчетом.

Подавать ее придется страхователям при обращении за выделением средств за периоды, начиная с 1 января 2017 года.

Справка-расчет включает в себя суммы:

— задолженности страхователя по взносам на начало и конец отчетного (расчетного) периода;

— начисленных к уплате взносов, в том числе за последние 3 месяца;

— не принятых к зачету расходов;

— средств, полученных от соцстраха в возмещение произведенных расходов;

— возвращенных (зачтенных) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов;

— средств, израсходованных на цели обязательного соцстрахования, в том числе за последние 3 месяца;

— уплаченных взносов, в том числе за последние 3 месяца;

— списанной задолженности страхователя.

При этом если компания хочет возместить пособия за периоды до 01.01.2017, то нужно представить форму 4-ФСС. Таким же образом возмещаются расходы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

На основании ч. 3 перечня в ФСС РФ предоставляются копии документов, подтверждающих обоснованность расходов (например, копии больничных листков). Сейчас это требование является обязательным для страхователей, которые применяют пониженные тарифы страховых взносов.

С начала 2017 года оно распространится на плательщиков страховых взносов, которые применяют нулевые тарифы

Увеличен максимальный размер ежемесячного пособия по «травматическому» страхованию и сумма, из которой исчисляется размер единовременного пособия

Федеральный закон от 19.12.2016 № 417-ФЗ

[1]

— максимальная величина ежемесячного пособия по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не может превышать 72 290,4 рубля.

— сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты застрахованному, составляет 94 018,0 руб.

Максимальная величина ежемесячной страховой выплаты не могла превышать в январе 2016 г. 65 330,0 руб., в феврале — декабре 2016 г. — 69 510,0 руб.

Читайте так же:  Льготы и пособия пенсионерам инвалидам 2 группы

Изменения в социальном законодательстве

Изменение законодательства за июль 2017 года

Федеральный закон от 01.07.2017 N 146-ФЗ

«О внесении изменения в статью 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Увеличен размер административного штрафа, налагаемого на должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении информации гражданину и (или) организации

[2]

Согласно внесенным изменениям, за неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации на виновных должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ранее размер штрафа составлял от одной тысячи до трех тысяч рублей).

Федеральный закон от 01.07.2017 N 134-ФЗ

«О внесении изменения в статью 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»

Пенсионеры, прекратившие работу, получат страховую пенсию с учетом всех произведенных за время их работы индексаций, за период начиная с месяца, следующего за месяцем прекращения работы

Работающим пенсионерам страховые пенсии выплачиваются в размере, исчисленном без учета корректировок (индексаций), имевших место в период осуществления ими работы.

В случае прекращения работы осуществляется пересчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом имевших место индексаций.

Согласно действующему порядку решение о выплате таких сумм выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены уточненные сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Срок принятия данного решения может составлять три месяца с момента увольнения пенсионера (прекращения иной деятельности).

В этой связи Законом вносится уточнение срока начала осуществления выплат пенсионерам — начиная с месяца, следующего за месяцем прекращения работы.

Федеральный закон от 01.07.2017 N 152-ФЗ

«О внесении изменений в статьи 1.1 и 5 Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»

Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы предоставлена возможность получать земельные участки в аренду

Действующей редакцией Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» предусмотрено предоставление указанным лицам земельных участков только в собственность. При этом согласно действующему законодательству целый ряд земельных участков не может предоставляться гражданам в собственность. Кроме того, выделение земельных участков согласно Земельному кодексу РФ должно проходить через торги, что формально не позволяет Героям Советского Союза и Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы реализовать свое право на получение земельных участков бесплатно. Принятым Федеральным законом положения Закона РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» приведены в соответствие с действующим законодательством. В частности, введены нормы, позволяющие гражданам беспрепятственно реализовать свое право на льготу.

Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что Герои России, Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты независимо от предоставления им земельного участка.

Федеральный закон от 01.07.2017 N 154-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Дополнен перечень органов, осуществляющих пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу

Изменения в Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу. » предусматривают включение Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ в перечень органов, осуществляющих пенсионное обеспечение. Действие соответствующих положений распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

Уточнения, касающиеся перечня государственных органов, внесены в положения Федеральных законов от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 28.06.2017 N 759

«О размерах и порядке выплаты пособий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. N 694″

Определены порядок выплаты ежемесячного пособия на содержание детей погибших или пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел РФ и ежегодного пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей таких сотрудников

Предусмотрены, в том числе:

основания для выплаты ежемесячного и ежегодного пособий;

перечень получателей пособий, а также перечень необходимых документов для выплаты пособий;

основания для прекращения выплаты пособий.

С 2017 года ежегодное пособие на летний оздоровительный отдых детей погибших сотрудников органов внутренних дел РФ будет выплачиваться в размере 23568,91 рубля.

Размер ежемесячного пособия на содержание детей погибших сотрудников установлен с 1 января 2017 года — 2117,5 рубля, а с 1 февраля 2017 года — 2231,84 рубля.

Размеры пособий для детей погибших (умерших) сотрудников ГПС МЧС России, ФСИН России, ФТС России, органов наркоконтроля и таможенных органов с 2017 года установлены в размерах для детей погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел РФ.

Аналогичные правила выплаты пособий, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 30.06.2010 N 481 и от 31.12.2004 N 911, в отношении детей, на которых распространяется действие нового Постановления, не применяются.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

Постановление Администрации Томской области от 23.06.2017 N 232а

«О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 26.01.2006 N 7а»

(Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.06.2017)

Вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Изменения на 12.07.2017

Указ Президента РФ от 08.07.2017 N 311

«О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, проживающих в Государстве Израиль»

Проживающим в Израиле ветеранам Великой Отечественной войны, их вдовам, блокадникам, узникам концлагерей установлено пожизненное материальное обеспечение

Видео (кликните для воспроизведения).

В зависимости от категории лиц, в отношении которых настоящим Указом принято решение об улучшении их материального положения, размер материального обеспечения составит 1000 рублей или 500 рублей ежемесячно.

Предусматривается, что гражданам, имеющим право на получение пожизненного материального обеспечения на основании настоящего Указа и одновременно дополнительного ежемесячного материального обеспечения на основании Указа Президента РФ от 30 марта 2005 года N 363, материальное обеспечение устанавливается по одному из указанных оснований по выбору гражданина.

Читайте так же:  Детские пособия в екатеринбурге и свердловской области

«О возможности выбора управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда»

Пенсионный фонд информирует граждан о вариантах подачи заявления о переводе пенсионных накоплений в УК и НПФ

Сообщается, что в настоящее время ПФР приостановил прием электронных заявлений от удостоверяющих центров о переводе пенсионных накоплений в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. Приостановка продлится как минимум до получения и рассмотрения результатов проверки удостоверяющих центров соответствующими государственными органами.

В связи с этим ПФР предлагает гражданам следующие варианты подачи заявлений о переводе пенсионных накоплений в УК и НПФ:

— через клиентскую службу ПФР или МФЦ. Заявление можно подать как лично, так и через законного представителя;

— через интернет. Подать электронное заявление можно через Единый портал государственных услуг или Личный кабинет гражданина на сайте ПФР. И в том и в другом случае электронное заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью;

— по почте. В этом случае установление личности гражданина и проверка подлинности его подписи осуществляются нотариусом или в установленном законодательством порядке.

Кроме того, ПФР напоминает, что, во-первых, если гражданин выбирает для управления своими пенсионными накоплениями государственную или частную управляющую компанию, то страховщиком по обязательному пенсионному страхованию остается ПФР, то есть после выхода на пенсию выплачивать пенсионные накопления будет ПФР. Во-вторых, если гражданин меняет страховщика, т.е. пенсионный фонд, и делает это чаще, чем раз в пять лет, его средства переводятся с частичной потерей инвестдохода.

С января 2018 года после прекращения пенсионером трудовой деятельности полный размер пенсии с учетом всех индексаций будет выплачиваться за период с 1-го числа месяца после увольнения

В настоящее время в соответствии с пенсионным законодательством при своевременной подаче работодателем сведений в ПФР возобновление индексации пенсии и начало ее выплаты в полном размере происходит спустя три месяца с даты увольнения.

Однако с 1 января 2018 года вступает в силу Федеральный закон от 01.07.2017 N 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», который позволит пенсионеру получить полный размер пенсии за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем увольнения.

Выплата полного размера пенсии будет реализована следующим образом. К примеру, пенсионер уволился с работы в марте. В апреле в ПФР поступит отчетность от работодателя с указанием того, что пенсионер еще числится работающим. В мае ПФР получит отчетность, в которой пенсионер работающим уже не числится. В июне ПФР примет решение о возобновлении индексации и в июле пенсионер получит уже полный размер пенсии, а также денежную разницу между прежним и новым размером пенсии за предыдущие три месяца — апрель, май, июнь. То есть пенсионер начнет получать полный размер пенсии спустя те же три месяца после увольнения, но эти три месяца будут ему компенсированы.

К новым рубежам

Изменения в социальном законодательстве

С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Эти два новых закона в области социального страхования позволили сделать очень важный и серьезный шаг вперед в процессе формирования по-настоящему страховой системы социальной защиты граждан, и в первую очередь — работающих.

С 2010 года отменили ЕСН, а вместо него ввели страховые взносы на обязательное социальное страхование, отчисляемые работодателями за своих работников в наш Фонд, на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и в случае смерти. Также за Фондом социального страхования Российской Федерации закрепилась не только функция по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но и контроль за их уплатой и расходованием средств на уплату обязательного страхового обеспечения.

Ставка, равная 2,9%, как была, так и сохранилась, но уже не в форме налога, а в качестве страхового взноса, т.е. в том, что касается размера платежа, она не изменилась.

Однако, начиная уже с 2011 года, ставки тарифов для тех, кто был освобожден от платежей или платили меньше 2,9 %, будут поэтапно меняться.

Так, сельхозпроизводители будут платить страховые взносы в размере 1,9 % от облагаемой базы только до 31 декабря 2012 года. На 2013-2014 гг. размер тарифной ставки платежа для них установлен законодателем в размере 2,4 %. А с 2015 года — в размере 2,9 %.

С начала 2011 года практически все организации, освобожденные в 2010 году от взносов по социальному страхованию, будут выплачивать их в размере 1,9 % от облагаемой базы. Исключение составят только организации, применяющие единый налог на вмененный доход от отдельных видов деятельности и упрощенную систему налогообложения. Для них уже с 2011 года предусмотрен размер страхового платежа 2,9 %.

Для остальных же законодателей предусмотрено поэтапное изменение тарифных ставок от 1,9 % до 2,9 %. Ставка 1,9 % будет действовать в 2011- 2012 г .г. для организаций:

— имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;

— использующих труд инвалидов;

— уплачивающих единый сельскохозяйственный налог.

В 2013-2014 гг. ставка страхового платежа для них составит – 2,4 %. А с 2015 года будет введена общая ставка – 2,9 %.

Некоторые изменения коснутся и порядка отчетности страхователей. С 2010 года контроль и за уплатой страховых взносов, и за расходованием средств осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации. Этот контроль осуществляется в форме камеральных и выездных проверок. При этом с 2011 года выездные проверки будут проводиться совместно с органами Пенсионного Фонда Российской Федерации. Основным документом, по которому территориальными органами ФСС проводится контроль за уплатой страховых взносов и расходованием средств обязательного социального страхования, является расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и по расходам, произведенным в счет уплаты этих взносов — отчет страхователей.

Читайте так же:  Детские пособия в мурманске и мурманской области

Отчет страхователя должен представляться в региональное отделение ФСС не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Законодателем введена норма, согласно которой предприятия с численностью работающих свыше 100 человек с апреля 2010 года представляют отчеты в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи. С 2011 года в электронной форме будут отчитываться предприятия с численностью работающих свыше 50 человек.

Также Госдумой принят законопроект по новым принципам начисления больничных листов с 2011 года. Проектом федерального закона предлагается изменить условия назначения пособий, сделать систему более справедливой, чтобы человек мог рассчитывать на страховое обеспечение, эквивалентное размерам отчислений в страховую систему. Добросовестно работающих людей нововведения не ущемляют и не затрагивают. Предлагаемая мера направлена на то, чтобы исключить случаи злоупотребления правом, как со стороны работодателя, так и со стороны работника.

Основные новации по больничным, прописанные в законопроекте:

Первая новация — включение в систему обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством граждан, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа. Сегодня за них уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования. В Фонд социального страхования такие отчисления работодателями не производятся. Соответственно, эти граждане лишены права на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родами других выплат по линии фонда. Нередко трудовые отношения оформляются как договора гражданско-правового характера с целью неуплаты страховых взносов в Фонд социального страхования.

Второе. Оплата первых трех дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя. Сейчас работодатели оплачивают первые два дня.

Третья новация. Это переход на исчисление пособий исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.

Для женщины, которая до ухода в отпуск по беременности и родам проработала несколько лет, ничего не изменится, она так и будет получать пособие по беременности и родам в размере полного заработка, который будет исчисляться за 24 месяца работы.

При этом страховой стаж на размер пособия по беременности и родам никак не влияет. Нововведение в основном затронет лишь тех женщин, которых незадолго до родов работодатели приняли на работу с установлением необоснованно высокой заработной платы с целью получения за счет средств фонда максимальных пособий. При этом нельзя говорить о том, что предлагаемый порядок расчета пособий невыгоден всем людям. В ряде случаев застрахованное лицо, наоборот, выигрывает. Например, если работник в двухгодичном периоде перешел на менее оплачиваемую работу, то для него новый порядок будет более выгодным, поскольку предыдущая высокая зарплата «подтянет» размер больничного или пособия по беременности.

Людям, которые в течение двух лет сменили работу, придется предоставлять справку с прежнего места работы о заработке. Но эта проблема будет существовать недолго, поскольку предлагается, что в ближайшее время Фонд социального страхования перейдет на информационную базу Пенсионного фонда, которая содержит полный объем информации о всех заработках каждого конкретного человека. И дополнительно справки предоставлять не придется.

Изменений стажевых порогов при исчислении пособий по временной нетрудоспособности не будет. Принято решение не менять стажевые пороги при назначении больничных. Как и прежде: 100 % — при стаже свыше 8 лет, 80 % — при стаже 5-8 лет и 60 % — при стаже до 5 лет. Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев, — в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.

Обязанность по выплате пособий по обязательному социальному страхованию работникам, как и в настоящее время, закреплена за работодателями.

О.В. Кубышева , главный специалист-ревизор Филиала № 2 ГУ ОРО ФСС РФ

3. Тенденции развития законодательства о социальном обеспечении

Законодательство права социального обеспечения не стоит на месте, оно развивается наравне с обществом, разрешая его социальные проблемы.

Развитие и реформация законодательства в системе социального обеспечения населения в последние годы обусловило следующие его особенности:

— примерно 73% всех средств на социальное обеспечение населения тратится через систему социального страхования, главным образом на пенсии, на которые расходуется около 2/3 всех средств на социальное обеспечение населения;

— реализованные в 2008–2010 гг. меры, направленные на повышение размера пенсионного обеспечения (индексации размера пенсий, валоризация и введение социальной доплаты к пенсии), привели к тому, что пенсии, составлявшие в 2007 г. 5,0% ВВП, выросли к 2009 г. до 7,2% ВВП, а в 2010 г. достигли уровня 10% ВВП, что потребовало увеличить совокупный трансферт из федерального бюджета до 5,2% ВВП и обусловило повышение страховых взносов в 2011 г. с 26 до 34%;

— приоритеты социальной политики как на федеральном, так и на региональном уровне приводят к тому, что все больше ресурсов сосредоточивается на помощи гражданам пожилого возраста, что ранее объяснялось низкими (ниже прожиточного минимума) размерами значительного числа пенсий. С введением социальной доплаты к пенсии основной категорией, нуждающейся в социальной поддержке, становятся малоимущие семьи с детьми;

— подавляющая часть средств социальной помощи тратится на категориальные льготы: на их долю приходится около 90% всех средств на социальную помощь. Это характерно как для выплат федерального уровня, так и для региональных выплат. Средства, которые идут на адресные программы, невелики и распылены по отдельным видам пособий и выплат;

— монетизация системы категориальных льгот, начатая в 2005 г., по-прежнему оставляет место значительному распространению натуральных форм категориальных льгот: если обеспечение топливом и оплата за телефон предоставляются в основном в денежной форме, то социальная поддержка по оплате жилья и коммунальных услуг, по оплате проезда на транспорте, на изготовление и ремонт зубных протезов, на протезно-ортопедическую помощь и предоставление технических средств реабилитации предоставляется в основном в натуральном виде, хотя и здесь видны некоторые положительные сдвиги. 1

Формирующийся массив законодательства показывает, насколько многоаспектна и многогранна палитра правовых норм, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения. На сегодняшний день нет отрасли права, которая хотя бы в малой степени не затрагивала вопросы социального обеспечения.

Читайте так же:  Повышение пенсионного возраста в россии

Потребность в дальнейшем совершенствовании законодательства о социальном обеспечении обусловлена, как новыми задачами, стоящими перед государством в социальной сфере, так и теми проблемами, необходимость решения которых вытекает из ранее принятых актов.

Частые изменения и дополнения, вносимые в законы, осложняют правоприменительную практику. Не менее трудная ситуация складывается тогда, когда во вновь принятых законах содержатся принципиально иные подходы к реализации гражданами их социальных прав через систему социального обеспечения. Отсутствие единой правовой базы в этих случаях приводит к пробелам и противоречиям в законодательстве, что не позволяет гражданам реализовать свои права в полном объеме. В таких условиях важно видеть перспективу развития законодательства и заранее определять основные концептуальные направления этого развития.

Существуют множество мнений по поводу направлений развития системы социального обеспечения в РФ.

К одному из них можно отнести переход от пенсионного страхования к борьбе с бедностью. Его сформулировал Назаров Владимир Станиславович – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Научного направления «Макроэкономика и финансы».

Его суть заключается в том, что существующая распределительная пенсионная система финансово несостоятельна. Дефицит бюджета ПФР в 2010 г. составил около 2,9% ВВП, в 2011 г., по оценкам ПФР, он сократится до 1,8% ВВП. Однако реальная зависимость пенсионной системы от бюджета выше: совокупный трансферт из федерального бюджета в ПФР вырос с 1,6% ВВП в 2008 г. до 5,2% ВВП в 2010 г. Если перед пенсионной системой ставить цель страхования утраченного заработка (т.е. достижения определенного коэффициента замещения, например, в 40%), то в 2010–2050 гг. придется либо увеличивать трансферт из федерального бюджета каждые 5 лет на 1 процентный пункт ВВП, либо повышать ставку пенсионных взносов на 1 процентный пункт каждый год. Во многом это обусловлено объективным демографическим процессом старения населения.

Одновременно с сокращением возможности финансировать систему пенсионного страхования в постиндустриальном обществе снижается и потребность в данной социальной системе. Это объясняется следующими факторами:

а) сфера применения тяжелого физического труда стремительно сокращается, а возможность заниматься умственным трудом, как правило, сохраняется значительно дольше;

б) медицинские технологии позволяют продлить трудоспособный возраст;

в) системы образования становятся более гибкими, позволяя адаптировать пожилых людей к потребностям рынка труда;

г) общий рост благосостояния, расширение возможностей инвестиций в человеческий капитал и возможностей финансовых институтов по предоставлению индивидуальных пенсионных планов и страховок в случае утери трудоспособности делают более привлекательными частные сбережения и инвестиции, так как они, в отличие от государственной пенсионной системы, учитывают индивидуальные предпочтения и риски граждан;

д) в семьях, как правило, работают оба супруга, что увеличивает стабильность семейного бюджета в случае временной или постоянной нетрудоспособности одного из членов семьи.

Одновременное снижение финансовой состоятельности распределительной пенсионной системы и потребности в ней в постиндустриальном обществе определяют необходимость перехода к пенсионной системе, включающей следующие три составляющие:

− добровольная частная пенсионная система, состоящая из любых накоплений граждан и инвестиций в человеческий капитал;

− обязательная накопительная пенсионная система;

− страховка от бедности в случае нетрудоспособности;

Страховка от бедности в случае нетрудоспособности означает трансформацию пенсии в социальное пособие. Получение пособия нецелесообразно привязывать к достижению какого-либо возраста, так как человек может оказаться в безысходной жизненной ситуации и до 60 лет, а может вполне преуспевать и в 90 лет. Пособие должно быть ориентировано на прожиточный минимум пенсионера. Финансирование пособия может осуществляться за счет налогов общего покрытия, а не отдельных страховых взносов.

Описанное выше «переформатирование» классической пенсии в «пособие для людей, находящихся в трудной жизненной ситуации» обладает следующими преимуществами: увеличиваются стимулы к труду, стимулируются рождаемость и инвестиции в человеческий капитал, в массовое сознание внедряется стремление продлить время активной жизни, в том числе больше заботиться о своем здоровье.

На данный момент можно выделить два основных направления государственного развития системы социальной поддержки населения, первое из которых – это постепенное введение и развитие системы соплатежей со стороны населения при получении социальных услуг различных видов, а второе содействие развитию некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги населению, постепенное наращивание доли услуг, производящихся в некоммерческом секторе.

На сегодняшний день, правительством были рассмотрены основные направления бюджетной политики на 2015–2017 годы. Несмотря на все потенциальные риски бюджет остается социально ориентированным. На эти цели направляется почти 60 процентов всех расходов. Так, на выплату пенсий и зарплат только в федеральном бюджете 2015–2017 годов заложено более 2,7 триллиона рублей. 1

Также, 100 миллиардов рублей запланированы в качестве трансфертов в бюджет Пенсионного фонда в 2015 году. Доходы Пенсионного фонда России в следующем году составят 7,4 триллиона рублей, а расходы – 7,5 триллиона, и они возрастают в 2016 и 2017 годах на довольно значительные суммы.

Второе из отмеченных ранее направлений развития системы социальной поддержки населения – усиление доли и роли некоммерческого сектора в производстве услуг – оказывает положительное влияние на возможность сокращения объем расходов на содержание государственных учреждений. Тем самым, оказать содействие в реализации модернизации системы социального обеспечения населения, путем внедрения негосударственных источников финансирования.

Одной из проблем социального обеспечения являться то, что в системе источников права социального обеспечения нет единого, законодательно закрепленного свода принципиальных положений, что не позволяет последовательно развивать эту отрасль законодательства и права и, напротив, создает благодатную почву для его частых изменений в силу финансовых и иных конъюнктурных обстоятельств. В этой связи весьма актуальным становится вопрос систематизации права социального обеспечения обеспечение.

Сама по себе данная тема не нова и рассматривалась различными исследователями. О необходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении на страницах юридических изданий говорилось неоднократно, но перевести научные дебаты в практическую плоскость до сих пор не удавалось. Задача кодификации законодательства о социальном обеспечении требует решения многих концептуальных вопросов, и в этой связи на ближайшее будущее является одним из актуальных направлений развития права социального обеспечения. 1

Объем нормативного материала в данной сфере постоянно увеличивается, при этом, несмотря на то что многие группы общественных отношений теперь регулируются федеральными законами, объем подзаконного и ведомственного нормотворчества от этого не уменьшается.

Социально-обеспечительное законодательство бессистемно, противоречиво и сложно в применении, поскольку действующее законодательство о социальном обеспечении подвергается частым хаотичным, бессистемным изменениям, что нарушает логическую связь между правовыми категориями, используемыми законодателем. Законодательству о социальных выплатах как неотъемлемой части социально-обеспечительного законодательства также свойственна эта тенденция.

Читайте так же:  Может быть отменена оплата услуг жкх для пенсионеров

Неточности и расхождения в понятийном аппарате в области социальных выплат, негативно влияют на качество нормативно-правовых актов и осложняют правоприменительную деятельность. Учащаются случаи, когда для обозначения одного и того же явления используются разные слова и словосочетания, что нарушает требование терминологического единства. Законодательство, регулирующее отношения по предоставлению социальных выплат, характеризуется недостаточной терминологической проработкой, отсутствием ясных и точных определений, единообразия применения юридических терминов.

Очевидно, что законодательство о социальном обеспечении нуждается в серьезном и концептуальном пересмотре, результатом которого должен стать единый сводный отраслевой кодифицированный акт. Иные способы упорядочения нормативных предписаний, такие как инкорпорация и консолидация, также могут быть использованы, но в качестве вспомогательного средства. Разработка и принятие в ближайшее время Кодекса социального обеспечения задача гораздо более насущная, поскольку это основной способ преодоления множественности нормативных актов, пробелов и противоречивости правового регулирования.

О необходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении на страницах юридических изданий говорилось неоднократно, к примеру, Васильева Ю.В. Васильева Ю.В. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс? // Известия вузов. Правоведение. 2009. N 4. С. 109 — 116., Виноградова З.Д. Виноградова З.Д. Кодификация законодательства о социальном обеспечении // Вопросы социального обеспечения: Сб. науч. трудов. Вып. 14. М., 1983. С. 25 — 26., Толоконский В.А. Социальный кодекс РФ: проблемы кодификации законодательства о социальном обеспечении / А.В. Усс, В.А. Толоконский, В.И. Иванков, В.Н. Лисица. Новосибирск, 2004. С. 56., но перевести научные дебаты в практическую плоскость до сих пор не удавалось. Возможно, с усилением внимания российских парламентариев к вопросам кодификации данная ситуация изменится.

Множественность нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, сложность их языка и стиля не могут обеспечить адекватного понимания и принятия их гражданами, среди которых немало людей с ограниченными возможностями, тем более, что законодательные положения о доступности и бесплатности юридической помощи бездействуют. Это влечет социальную напряженность, сопротивление проводимым реформам (нередко — ввиду их непонимания), страх быть обманутыми государством.

Если кодификация в должной мере будет ориентирована на граждан, то сможет упростить и качественно улучшить процесс восприятия ими законодательства о социальном обеспечении. А планируемый кодекс станет для населения России важнейшим источником знаний о своих правах в данной области.

[1]

Законодательство о социальном обеспечении Российской Федерации

«Об определении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, устанавливающего порядок формирования, опубликования и направления локальной организационной структурой в уполномоченные органы и организации в целях применения Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерац

«Об определении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, устанавливающего форму и порядок направления локальной организационной структурой в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации уведомлений о выявленных Российским футбольным союзом в процессе подготовки и проведения чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года нарушениях правительственных гарантий, регламентирующих до

«О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»

«О внесении изменений в Положение о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения»

«Об утверждении Положения об организации обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения и Положения об организации обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения»

«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N 1512»

«О внесении изменений в приложение N 8(3) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

«Перечень портов и (или) пунктов в районах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, прилегающих к территориям субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону Российской Федерации и Дальневосточный федеральный округ, разрешенных для захода иностранных туристских судов, имеющих разрешение на осуществление деятельности в сфере туризма»

«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2019 г. N 4»

«О внесении изменений в приложение N 21 к государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма»

«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1447 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

«О признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств»

«О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 г. N 62»

Видео (кликните для воспроизведения).

«О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации кресел-колясок, относящихся к медицинским изделиям, и мониторингу за их оборотом» (вместе с «Положением о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации кресел-колясок, относящихся к медицинским изделиям, и мониторингу за их оборотом»)

Источники


  1. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. — 552 c.

  2. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права; М.: Современный гуманитарный университет, 2012. — 121 c.

  3. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
  4. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.
  5. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
Изменения в социальном законодательстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here