Государство разрабатывает еще одну схему для развития негосударственного пенсионного обеспечения

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с информацией на тему: "Государство разрабатывает еще одну схему для развития негосударственного пенсионного обеспечения" от профессионалов понятным языком для людей.

Разработаны меры по развитию досрочного негосударственного пенсионного обеспечения

Минтруд России подготовил законопроект 1 , направленный на стимулирование развития корпоративных пенсионных систем в части формирования досрочных пенсий. Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.

Документ разработан с целью повышения размера общего уровня пенсионного обеспечения работников, досрочно выходящих на пенсию, занятых на «списочных» местах (рабочих местах работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости).

[3]

В частности, предлагается стимулировать формирование досрочных негосударственных пенсий путем софинансирования из средств федерального бюджета пенсионных взносов работника по договору досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному между работодателем и негосударственным пенсионным фондом (далее – НПФ). Планируется закрепить гарантии формирования досрочной пенсии работников в рамках корпоративной пенсионной системы, освободив работников и работодателей при уплате тарифов в НПФ от уплаты дополнительных тарифов в ПФР.

Предусмотрена постепенная реализация мер господдержки формирования работником досрочной негосударственной пенсии. Так, первый этап (с 2015 года) затронет только работников, полностью выработавших специальный страховой стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Так, работник может получить право на господдержку в размере, равном его взносам (2% или 4% в зависимости от отнесения работника к определенному списку), но не более размера, ежегодно устанавливаемого Правительством РФ с учетом определенного на соответствующий год размера средней зарплаты, умноженного на коэффициент 2,3. Суммарные тарифы пенсионных взносов работодателей, работников и государственной поддержки в данном случае могут составить 6% и 12% в зависимости от отнесения к определенному списку.

На втором этапе (с 2016 года) возможность вступления в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрена для всех остальных категорий работников, занятых на «списочных» местах с вредными или опасными условиями труда. При этом взносы работника установлены в том же размере, что и для работников, вступивших в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения на первом этапе. Предполагается, что государство будет уплачивать в их пользу взносы исходя из суммы пенсионных взносов работника, увеличенной в четыре раза (то есть суммарные минимальные тарифы составят 12% и 24% для работников, занятых на работах по различным спискам).

«Концептуальным моментом законопроекта является, конечно, коэффициент замещения, то есть размер пенсий, которые должны получить граждане в случае ухода из дополнительного тарифа в Пенсионной фонд в негосударственный пенсионный фонд. Мы рассчитываем, что при условии софинансирования со стороны государства, коэффициент замещения будет равным тому, который они получили бы в солидарной пенсионной системе, либо даже превышать его», – подчеркнул директор Департамента пенсионного обеспечения Минтруда России Игнат Игнатьев. Также он отметил, что работодатели могут, но не обязаны создавать собственные пенсионные программы, они могут работать с уже действующими на рынке НПФ.

Разработанный Минтрудом России федеральный закон планируется ввести в действие с 1 июля 2015 года.

Корпоративное пенсионное обеспечение: неоправданные траты для работодателя или оптимизация налогообложения и повышение лояльности персонала?

Система корпоративного пенсионного обеспечения зародилась в постсоветской России в начале 1990-х годов (Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах»). Подавляющее большинство крупных НПФ России начинали свою деятельность именно как корпоративные пенсионные фонды, созданные на предприятиях нефтегазового сектора, энергетики, транспорта. Первоначально они обеспечивали пенсионные накопления сугубо для своих работников. Однако с течением времени первопроходцы на формирующемся рынке негосударственного пенсионного обеспечения окрепли и стали открытыми НПФ. Иными словами, пройдя определенный набор процедур, они получили право привлекать накопительную часть пенсии граждан, не работающих в компаниях – учредителях фондов.

Западные страны имеют более богатый опыт организации системы корпоративного пенсионного обеспечения. Граждане США, Великобритании, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Японии и Австралии, с одной стороны, имеют высокий уровень дохода, а с другой – размер их государственной пенсии относительно невелик. Основной доход после выхода на заслуженный отдых у жителей этих стран формируется за счет корпоративных пенсий и частных накоплений.

Законодательство многих западных государств обязывает работодателей внедрять систему корпоративного пенсионного обеспечения. По данным отчета Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Pensions at a Glance 2011: Retirement-income Systems in OECD and G20 Countries за 2011 год, большинство стран-членов этой международной организации включают в состав пенсионной системы форму корпоративных пенсий. В Швейцарии, Финляндии, Норвегии и Исландии профессиональными пенсиями обеспечиваются 70–80% трудоспособного населения.

Корпоративные пенсии в странах ОЭСР зачастую выстраиваются через отраслевые или общенациональные коллективные договоры: работодатели устанавливают схемы страхования (своеобразные правила игры), к которым присоединяются работники различных отраслей. Однако не все секторы экономики охвачены такими схемами.

На Западе существует также практика добровольных корпоративных пенсий, в рамках которой работник и работодатель договариваются об открытии пенсионного счета для работника и оговаривают сумму взносов, время действия счета и прочие условия корпоративного пенсионного страхования.

Перспективы корпоративных пенсий в России

Наша страна также заинтересована в развитии корпоративного пенсионного обеспечения. Очередной виток пенсионной реформы свидетельствует о том, что назрела необходимость менять подходы к формированию пенсионного обеспечения граждан. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации предполагает, что к 2020 году будет сформирована трехуровневая модель пенсионной системы, включающая следующие элементы:

  • частная пенсия – формируется гражданином путем взносов в НПФ, страховую компанию или кредитную организацию (коэффициент замещения зарплаты этим видом пенсии должен составлять 5%);
  • корпоративная пенсия – формируется за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения (планируемый коэффициент замещения – 15%);
  • государственная пенсия – формируется за счет страховых взносов работодателей и работников, как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую (должна обеспечивать коэффициент замещения не менее 40%).

Условия формирования корпоративной пенсии работодатель отражает в коллективном договоре либо локальном акте компании, а также в заключаемом с работником трудовом договоре (ст. 41, 57 ТК РФ).

Корпоративные пенсии: выгодно всем

Корпоративные пенсии несут в себе много плюсов не только для работников, которые завершили свою трудовую деятельность и получили прибавку к государственной пенсии, но и для работодателей. Так, корпоративное пенсионное обеспечение позволяет компаниям уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на всю сумму дополнительных пенсионных взносов, но не более чем на 12% от годового фонда оплаты труда (ст. 255 НК РФ). Кроме того, система корпоративных пенсий способствует ротации кадров – ведь сотрудники пенсионного возраста без опаски уходят на заслуженный отдых, зная о том, что им обеспечен достойный уровень пенсии. Тем самым освобождаются рабочие места для молодых и деятельных коллег, повышается лояльность и мотивированность персонала.

Читайте так же:  Пенсия инвалида 1 группы

Не стоит забывать и о том, что наличие у организации системы корпоративного пенсионного обеспечения служит дополнительным конкурентным преимуществом, что позволяет привлекать наиболее ценных сотрудников с рынка труда. Особое значение корпоративное пенсионное страхование имеет для тех организаций, которые заинтересованы в привлечении западных инвестиций и стремятся выйти на международные рынки, провести процедуру IPO (то есть стать публичными компаниями, чьи акции котируются на биржах). Для осуществления этих задач необходимо повышение внутренней прозрачности и эффективности компании, а также позиционирование себя как социально ответственного работодателя.

Наличие системы корпоративного пенсионного обеспечения может быть также интересно компаниям с вредными условиями труда. Ожидается, что в 2015 году будет утверждена Концепция развития досрочного негосударственного пенсионного обеспечения 1 , которую разработала рабочая группа при Минтруде России с участием представителей Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, общероссийских отраслевых объединений работодателей и крупнейших НПФ. Согласно этой Концепции работодатели не будут платить дополнительные тарифы «за вредность» в ПФР, а смогут направить сэкономленные средства на корпоративное пенсионное обеспечение.

Работодатель может самостоятельно выбрать одну из трех существующих сегодня корпоративных пенсионных схем (все они допустимы на основании положений Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»):

  • солидарная – корпоративная пенсия формируется исключительно за счет работодателя – пенсионные взносы аккумулируются на солидарном счете и облагаются налогом на прибыль. Данная схема предусматривает открытие вкладчику (предприятию) солидарного пенсионного счета. Взносы на него могут вноситься единовременно, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода или один раз в год. Средства могут зачисляться в пользу одного или нескольких работников предприятия. При этом предприятие самостоятельно устанавливает следующие параметры: при солидарном счете – продолжительность и сроки выплат, при выделении из солидарного счета именного пенсионного счета – сумму пенсионных накоплений участника (работника);
  • индивидуальная – формирование корпоративной пенсии происходит также исключительно за счет работодателя, но солидарный счет не открывается, пенсионные взносы учитываются на индивидуальном счете работника и не облагаются налогом на прибыль;
  • паритетная – предусматривает долевое участие работника и работодателя в формировании корпоративной пенсии. Учет пенсионных взносов работодателя и работника ведется раздельно.

Среди этих программ корпоративного пенсионного обеспечения следует особо выделить паритетную схему, поскольку именно она может способствовать формированию в сознании работников потребности самостоятельно копить на пенсию. Учитывая некоторые результаты пенсионной реформы (в частности, повышение необходимого стажа для назначения трудовой пенсии с пяти лет до 15, прекращение программы государственного софинансирования пенсии и прочее), необходимость корпоративных программ очевидна.

Для работника корпоративное пенсионное обеспечение – это шанс на достойную жизнь в старости при минимуме вложений (или вообще без таковых в случае использования работодателем солидарной или индивидуальной схемы), а также возможность завещать свои пенсионные накопления по наследству (постановление Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. № 741 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета»).

Пять шагов к формированию системы корпоративной пенсии

Для организации системы корпоративного пенсионного обеспечения необходимо выполнить ряд действий.

Выбрать НПФ–партнера. Компании, принявшей решение о формировании системы корпоративных пенсий, следует привлечь партнера – НПФ. НПФ разработает индивидуальную, то есть максимально подходящую именно для данной компании корпоративную пенсионную программу или сразу несколько корпоративных пенсионных программ для разных групп работников.

Разработать совместно с НПФ критерии допуска работников к участию в корпоративных пенсионных программах. Такими критериями могут стать стаж работы в компании (например, не меньше трех лет), успешное прохождение испытательного срока, достижение определенного возраста и т. д.

Определить вестинг, то есть период времени, по истечении которого сотрудник может перевести свои корпоративные пенсионные накопления с солидарного счета на свой индивидуальный. При увольнении сотрудника из компании до истечения срока вестинга пенсионные взносы работодателя в пользу этого сотрудника остаются на солидарном счете компании. При увольнении сотрудника после истечения срока вестинга пенсионные взносы уже находятся на индивидуальном пенсионном счете в полном распоряжении сотрудника.

Определить основные условия корпоративной пенсионной программы. Перед тем как приступить к разработке корпоративной пенсионной программы, работодателю необходимо решить следующие вопросы:

  • нужны ли различные подпрограммы для разных категорий работников;
  • каким будет размер дополнительной пенсии и размер взносов по каждой программе, если их несколько;
  • какими будут условия получения корпоративной пенсии.

Для оптимизации затрат на внедрение корпоративного пенсионного обеспечения и разработки наиболее эффективной для предприятия системы необходимо учитывать следующие факторы:

  • численность работников. Если штат предприятия насчитывает несколько десятков тысяч человек, корпоративная пенсионная программа, скорее всего, будет существенно отличаться от программы предприятия с численностью до тысячи человек. В первом случае под действие программы могут попадать не все работники, во втором случае, скорее всего, разумнее будет включить в систему всех сотрудников;
  • возрастная структура работников. Если коллектив преимущественно молодой, есть смысл ввести ограничение на участие в корпоративной пенсионной программе в виде возрастного ценза – установить, что для участия в программе сотрудник должен достичь возраста, например, 30–40 лет;
  • отраслевые и региональные особенности. В регионах с тяжелыми климатическими условиями (Крайний Север и приравненные к нему местности) люди выходят на пенсию досрочно. Данный критерий необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить достойной корпоративной пенсией ценных работников, имеющих право на досрочную пенсию;
  • уровень доходов населения в отрасли и регионе. Размер будущей корпоративной пенсии должен стремиться к максимально высокому коэффициенту замещения средней зарплаты по отрасли и учитывать при этом средний уровень зарплаты в регионе.

Разработать корпоративную пенсионную программу или программы, оптимальные для организации. Эта работа осуществляется совместно с НПФ и заключается в выборе схемы корпоративного пенсионного обеспечения (солидарная, индивидуальная, паритетная), подготовке локальных актов, регулирующих условия и порядок выплаты негосударственных пенсий, а также интеграции корпоративного пенсионного обеспечения в социальный пакет и систему оплаты труда.

Читайте так же:  Пособие на погребение может увеличиться

Правильно разработать программу корпоративного пенсионного обеспечения и провести ее предварительный аудит может сделать только НПФ, давно работающий на рынке и прошедший путь от корпоративного (внутреннего, разработанного сугубо для своих работников) пенсионного фонда к открытому негосударственному пенсионному фонду.

На правах рекламы

Оксана Власьева, директор департамента по работе с корпоративными клиентами ОАО «НПФ электроэнергетики»:

«Корпоративное пенсионное обеспечение – не только элемент социальной ответственности бизнеса, но и инструмент современного работодателя для мотивации и удержания персонала, дающий предприятию дополнительное конкурентное преимущество на рынке труда. На текущий момент специалистами нашего Фонда разработано порядка десяти пенсионных программ, которые можно по-разному комбинировать в зависимости от конкретных задач, стоящих перед компанией, – как для управления кадровым ресурсом предприятий, так и для оптимизации расходов. Реализация подобных программ позволяет руководству компаний успешно контролировать ротацию кадров, привлекать лучших специалистов на рынке, а также удерживать и мотивировать ключевых сотрудников. Но самое главное – это, конечно, социальная поддержка работников. Благодаря дополнительной пенсии работник вполне может обеспечить себе привычный уровень дохода на заслуженном отдыхе, что особенно важно в условиях новой пенсионной реформы «.

Александр Прокопенко, вице-президент НПФ «Европейский пенсионный фонд» (ЗАО):

«Для государства развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) – одна из приоритетных задач в сфере пенсионного страхования. Она закреплена в Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года. Сегодня есть ряд успешных проектов по внедрению корпоративных программ НПО. Но не все предприятия – в особенности средний и малый бизнес – знают о тех преимуществах, которые такие программы могут принести. Это лояльность сотрудников, эффективная система управления персоналом, которая гарантирует стабильность в будущем. И к тому же – налоговые льготы. Нужна популяризация корпоративных систем, распространение успешного опыта по всем регионам страны «.

Основные пенсионные схемы в системе негосударственного пенсионного обеспечения

В общем случае пенсионная схема определяется в Правилах НПФ и содержит сведения об условиях и порядке временного и количественного внесения пенсионных взносов, правила, по которым последние зачисляются на индивидуальные пенсионные счета, конкретные условия распределения инвестиционного дохода и количественного соотношения между размерами взносов и выплат, возможности выкупных сумм и правила наследования накоплений.

Кроме того, в пенсионной схеме определены другие важные стороны деятельности негосударственных пенсионных фондов — обязательства фонда по уровню доходности, формирование расходования страхового резерва и прочие условия, влияющие на размер взносов и выплат.
Пенсионное обеспечение в Негосударственном пенсионном фонде приобретает индивидуальный характер. Это не означает, что для каждого отдельного клиента — вкладчика-работодателя или гражданина — меняются правила, которых придерживается тот или иной фонд. Индивидуальность проявляется в том, что каждый клиент может выбрать для себя фонд, пенсионные схемы и программы которого в наибольшей степени соответствуют его интересам и предпочтениям. В то время как система государственного пенсионного обеспечения строится на принципах обязательности и в расчете на усредненные государством требования участника, дополнительная добровольная негосударственная система пенсионного обеспечения эластична и пытается всякий раз в каждом конкретном случае учесть интересы клиентов.

Этим обстоятельством и объясняется большое разнообразие применяемых пенсионных схем и корпоративных программ. Пенсионная схема (или пенсионный план) есть система взаимоотношений между тремя субъектами вкладчик—фонд—участник. Разделение пенсионных схем на схемы с установленными выплатами и схемы с установленными взносами пришло к нам с Запада. Любой участник фонда может иметь оба вида пенсионных схем (схемы с установленным размером пенсионных взносов для физических лиц при взносах без участия работодателя (defined contribution — DC) и схемы с установленными выплатами при взносах работодателя (defined benefit — DB)).
Эти базовые пенсионные схемы имеют существенные отличия в правовом и налоговом регулировании. Это имеет не только исторические корни, но и глубокий экономический смысл.

В схемах с установленными взносами — DC работодатель или иное лицо берет на себя обязательство по уплате взносов, которые можно (нужно) установить с самого начала, и не более того. Работодатель не берет на себя обязательства по определенному размеру и индексации пенсии. Он не знает, сколько будет пенсия составлять процентов от последней заработной платы работника, и не гарантирует, что работник со стажем 25 лет будет получать больше работника со стажем 10 лет. Эта схема может быть доведена до полного снятия рисков с работодателя и фонда (примеры: Чили, США).
Провалы в инвестиционном доходе могут отражаться в виде уменьшении пенсий, а таблица смертности в расчетах не участвует (даже в пожизненных схемах). В силу указанных особенностей (изначальной определенности обязательств работодателя и безрисковости для фонда) эта схема становится все более популярной в мире. Правда, она подается как наиболее выгодная и для работника, которому зачастую в рамках данной схемы дается право выбора инвестиционного портфеля и объясняется, что он получит все свои деньги сполна, а не будет делиться ими с другими (отсутствие страхования).

В настоящее время вкладчики — физические лица отдают предпочтение схеме с установленными взносами.
Во-первых, объясняется это простотой расчета пенсионных резервов, так как схема с установленными выплатами требует качественной, достоверной, а следовательно, трудоемкой и дорогостоящей демографической информации.
Во-вторых, опасность: чем длиннее временной период, тем больше представляет собой инфляция и связанное с ней обесценение денежных выплат. В современных условиях инвестирование пенсионных накоплений ненадежно и возможности НПФ по капитализации пенсионных накоплений ограничены.
В-третьих, простота и доступность в понимании клиентами фонда механизма наращивания средств.
Вкладчики-работодатели, у которых на предприятиях реализуются серьезные социальные программы, отдают предпочтение схемам с установленными выплатами.

Все прочие схемы будем называть пенсионными схемами с установленными взносами. В них вкладчик вправе (но не обязан) зафиксировать заранее размеры взносов и не обязан увеличивать их при неблагоприятном стечении обстоятельств. В частности, к таким схемам относятся все схемы, рассчитанные на работу с вкладчиками — физическими лицами, а также схемы с «хаотичным» внесением взносов.
Одним из значимых критериев классификации пенсионных схем является метод финансирования. По этому критерию все используемые пенсионные схемы подразделяются на два типа: распределительные и накопительные. Для первых, как уже было отмечено, финансирование пенсионных выплат осуществляется из текущих поступлений без образования резерва (фондирования), для вторых — взносы и поступления предварительно накапливаются для создания необходимого и достаточного резерва для выплаты пенсий.

Негосударственные пенсионные фонды, как правило, применяют накопительные пенсионные схемы. В отдельных случаях, когда это по некоторым соображениям экономически и социально целесообразно, НПФ сочетают распределительные и накопительные схемы. Последние ставят размер пенсионных выплат в зависимость от количества участников и общей суммы поступлений взносов в НПФ, а также от приращения взносов на индивидуальных счетах участников фонда в результате инвестирования пенсионных резервов.
Целью актуарного оценивания деятельности НПФ является определение фактического соотношения накоплений, взносов, выплат и обязательств НПФ: то есть соотношение имеющихся резервов и прогнозируемых поступлений к текущим и предстоящим выплатам (актуарный баланс).
При этом должен выполняться принцип эквивалентности обязательств (определение) — поток пенсионных взносов, поступлений от инвестирования пенсионных резервов и расхода части пенсионных резервов на любой момент времени должен соответствовать текущим выплатам пенсий и выкупных сумм.

Читайте так же:  Пособия на ребенка в чите

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

На государство надейся, но и сам не плошай – несколько способов повлиять на размер будущей пенсии

Сегодня Правительство РФ приняло Распоряжение от 30 сентября 2014 г. №1930-р 1

О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на защиту прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. Этот законопроект предлагает продлить на 2015 год мораторий на направление страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в управляющие компании и НПФ при реализации застрахованными лицами права выбора варианта пенсионного обеспечения. Временное продление моратория на формирование накопительной части пенсии является компромиссным решением, сегодня все чаще звучат более радикальные идеи – то полностью отменить накопительную часть пенсии и вернуть только страховую, то оставить накопительную часть пенсии, но сделать ее добровольной. Громче всех звучат призывы развивать, наравне с государственным, добровольное пенсионное обеспечение. Это позволит снять с государства часть ответственности за будущие пенсии граждан.

При таком неопределенном положении дел, когда за последние несколько лет прошла уже не одна пенсионная реформа, а кардинального улучшения ситуации с пенсионным обеспечением так и не произошло, стоит задуматься о своей будущей пенсии уже сейчас. Рассмотрим, что можно предпринять, чтобы обеспечить себе достойную старость.

Два года назад была принята Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р. Согласно этой стратегии, пенсионная система должна базироваться на трехуровневой модели:

  • первый уровень — трудовая пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
  • второй уровень — корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения;
  • третий уровень — частная пенсия, формируемая самим работником.

Таким образом, Стратегия предусматривает два уровня негосударственного пенсионного обеспечения в виде частных пенсионных накоплений работника и корпоративных пенсионных программ.

[1]

БЛАНКИ

Образец Заявления в бухгалтерию о ежемесячном перечислении взноса в НПФ

Корпоративные пенсионные программы (КПП), согласно рассматриваемой Стратегии, предусмотрены только для работников с уровнем дохода выше среднего. При этом в действующем законодательстве нет определения ни «среднего дохода», ни «дохода выше среднего». КПП является дополнительным негосударственным пенсионным обеспечением, то есть получение корпоративной пенсии идет параллельно с получением государственной. Как правило, такие программы использует крупный бизнес. «Компании чаще всего обращаются к КПП в рамках внутренних программ лояльности сотрудников, для привлечения и удержания ценных специалистов. Повышается и престиж компании на рынке труда, когда предлагаемые соцпакеты содержат еще и программы негосударственного пенсионного обеспечения», – приводит пример председатель совета НПФ «Согласие» Евгений Добровольский.

Видео (кликните для воспроизведения).

БЛАНКИ

Образец Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников

НАША СПРАВКА

Пенсионный план – финансовая договоренность, которая позволяет частным лицам продолжать получать некоторый регулярный доход и после выхода на пенсию за счет накоплений, сформированных в период работы.

К сожалению, система корпоративных пенсий на сегодняшний день в законодательстве не упоминается. Как устанавливает Стратегия, в 2014-2015 годах планируется установление правовых основ создания и функционирования КПП. План-график подготовки проектов федеральных законов по реализации Стратегии (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р) предусматривает подготовку законопроекта о корпоративных пенсиях к июню 2015 года.

МНЕНИЕ

Евгений Добровольский, председатель совета НПФ «Согласие»:

«Если говорить о вовлеченности граждан в негосударственное пенсионное обеспечение, то сложно назвать какие-то конкретные цифры. Одно можно сказать точно – количество клиентов корпоративных пенсионных программ в разы превосходит количество частных клиентов».

На сегодняшний день корпоративные пенсии облагаются НДФЛ в размере 13% (подп. 7 п. 1 ст. 208, абз. 1 п. 2 ст. 213.1 НК РФ). Несколько раз высказывалось предложение освободить этот вид дохода граждан от налога, Минтруд России в этом году уже приступил к разработке законопроекта. Но приведет ли отмена НДФЛ с корпоративных пенсий к росту их популярности? Ведь участие в КПП зависит не только от работника. Решающим фактором выступает позиция работодателя – будет ли организация участвовать в КПП и на каких условиях, решает именно он. Следует учитывать, что работодатель, помимо софинансирования корпоративной пенсии, все также должен отчислять 22% на государственное пенсионное обеспечение в ПФР.

Однако, пока результаты привлечения работников в систему негосударственных пенсий неудовлетворительные – они не очень активно участвуют в формировании своей будущей пенсии. По данным ЦБ РФ, на конец третьего квартала 2013 года общее число участников негосударственных пенсионных программ составило 6,7 млн человек. Из них дополнительную негосударственную пенсию уже получали более 1,52 млн человек. Как отметил Евгений Добровольский, количество граждан, участвующих в программах негосударственного пенсионного обеспечения невелико, особенно по сравнению с теми, кто перевел в НПФ накопительную часть пенсии – таких людей уже более 20 млн по данным ЦБ РФ. «Поэтому многие НПФ вообще развивают только направление обязательного пенсионного страхования», – уточнил он.

Кроме того, это вопрос менталитета – российские граждане не готовы вкладывать средства в финансовые проекты с таким отдаленным будущим. Для аккумулирования средств есть более понятные инструменты – банковские вклады и депозиты, например.

Таким образом, для того, чтобы действительно сделать сектор негосударственного пенсионного обеспечения привлекательным как для работников, так и для работодателей, государству необходимо разработать систему поощрительных мер для всех субъектов. Для работников уже предусмотрены социальные вычеты и освобождение от НДФЛ для самостоятельных пенсионных накоплений, рассматривается вопрос о снятии налога и с корпоративных пенсий. Следует оценить возможность освобождения от НДФЛ и пенсий, сформированных в пользу третьих лиц. Государству не стоит останавливаться на половинчатых мерах, необходимо стимулировать бизнес принимать на себя социальную ответственность, в том числе и в виде негосударственного пенсионного обеспечения. Не лишними будут, например, налоговые льготы для тех организаций, которые софинансируют пенсионные накопления своих работников, по аналогии с социальными вычетами для граждан.

Читайте так же:  Льготы в кургане

Негосударственное пенсионное обеспечение

На этот раз поговорим о негосударственном пенсионном обеспечении. Мне предстоит разобраться, что за зверь такой и что с ним делать.

Сегодня в России, наверное, практически нет людей, которые не слышали о проводимой государством пенсионной реформе.

Безусловно, в основу этой реформы заложены благие намерения. Но при всех положительных аспектах существующей пенсионной системы, она не в состоянии обеспечить людям, выходящим на пенсию, достойный уровень жизни.

Мы часто слышим расхожую фразу о том, что с выходом на пенсию жизнь только начинается. Однако, на практике получается, что пенсионеры на свою пенсию не живут, а выживают. И получаемая большинством пенсия скорее напоминает пособие, чтобы человек не умер с голода.

Поэтому никого уже не удивляет то, что наша российская пенсионная система переживает одну реформу за другой. И основная мысль, к которой приходят будущие пенсионеры — их будущая пенсия все больше зависит от степени их собственного участия в том, сколько они готовы выделить на будущий пенсион. И одним из способов такого воздействия на размер предстоящей пенсии является участие гражданина в системе негосударственного пенсионного обеспечения.

Что такое негосударственное пенсионное обеспечение (НПО)

Сейчас есть две системы обеспечения собственной пенсии:

  • обязательное (государственное)
  • добровольное (негосударственное).

Негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой добровольное накопление гражданином денежных средств. В результате этого накопления гражданин приобретает право на получение дополнительной, негосударственной пенсии. Эта пенсия формируется за счет самостоятельных отчислений в негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) представляет собой некоммерческую организацию, специально созданную для социального обеспечения населения.

Особенности негосударственного пенсионного обеспечения

А отличается тем, что в обычном обязательном пенсионном страховании, нормы начисления и уплаты страховых взносов, а также нормы назначения и выплаты пенсии регламентированы законом, а условия негосударственного пенсионного обеспечения определены только заключенным договором.

[2]

С кем заключается договор:

  • с гражданином, который хочет повлиять на размер своей будущей пенсии;
  • с работодателем, который действует в интересах своих работников.

В чем выгода негосударственного пенсионного обеспечения

Как говорят сами негосударственные пенсионные фонды, выгода негосударственного пенсионного обеспечения очевидна. Оно дает человеку возможность формировать для себя дополнительную пенсию, находясь в активном трудоспособном возрасте. А при достижении трудоспособного возраста эта пенсия может стать весьма существенным источником дохода. Таким образом, негосударственное пенсионное обеспечение направлено на повышение размеров пенсий.

[1]

Так же, как и в обязательном пенсионном обеспечении, в негосударственном происходит увеличение размеров накоплений, за счет прибыли, получаемой от их инвестирования.

Другими словами, как я понял, после заключения договора с негосударственным пенсионным фондом, вы доверяете ему свое будущее. И это реальный риск, потому что вы доверите ему свое нетрудоспособное будущее, когда по судам может сил не остаться ходить.

Эта особенность негосударственного пенсионного обеспечения, которая является довольно существенным минусом. Прогори пенсионный фонд и все денежки по ветру, как говорят.
Мда-а-а.

Функции негосударственного пенсионного обеспечения

Основное занятие негосударственных пенсионных фондов — это сбор денег с граждан или работодателей, которые заключили с ними договора. После этой стадии негосударственный пенсионный фонд приступает к учету и распределению денег по личным счетам будущих пенсионеров. Помимо этого негосударственные инвестиционные фонды имеют право заниматься инвестированием, как ПИФы, к приму, кто знает, что это такое.

Затем, после инвестирования также ведется учет прибыли и перераспределение средств, и в конце концов, выплачиваются деньги всем, кто достиг пенсионного рубежа.

Здесь, как бы все понятно, но несколько смущает то, что негосударственные пенсионные фонды уподобляются управляющим компаниям, хотя это не удивительно, имея на руках такие суммы денег. Куда и с какими рисками они будут инвестировать взятые у людей деньги — одному богу известно, но он вряд ли что-то скажет. И это еще одна особенность негосударственного пенсионного обеспечения и достаточно серьезный риск. Как будут выруливаться ситуации, когда, к примеру, инвестиции в какую-нибудь сырьевую компанию, которая сейчас на коне, а завтра нефть закончилась — окажутся неудачными и попросту прогорят? Пока неизвестно и мне еще предстоит это выяснить. если у кого-то из читателей есть информация, можете поделиться в комментариях.

Порядок заключения договора гражданина и НПФ

Когда гражданин заключает договор негосударственного пенсионного обеспечения, он имеет возможность самостоятельно определить размер своих взносов, порядок их внесения, а также размер и период получения будущей пенсии. Необходимо отметить, что эта пенсия может выплачиваться в течение определенного периода или пожизненно, сумма невыплаченной пенсии наследуется в установленном законом порядке. Предусмотрено также право гражданина в любой момент расторгнуть заключенный договор, и при его расторжении получить обратно уплаченные взносы вместе с начисленным на них инвестиционным доходом.

Порядок внесения взносов в НПФ

Пенсионные взносы могут вноситься гражданином каждый месяц, каждый квартал, раз в полгода или раз в год, либо как-то иначе — периодичность выбирается им самостоятельно. Внесение денежных средств может осуществляться почтовым или банковским переводом, а также путем внесения налом через кассу фонда.

В результате ознакомления с негосударственным пенсионным обеспечением я понял несколько вещей, если понял неправильно или неточно, то поправьте меня в комментариях:
— негосударственное пенсионное обеспечение облегчит государству жизнь, для того и придумано. Цель: поставить пенсионную систему на самостоятельный баланс. Как вы уже знаете, по опыту приватизации, после которой приняли решение вверить собственникам делать капремонт домов самим (подробнее говорил об этом «ЖКХ — три удара«) — самостоятельность имеет, как хорошие, так и плохие стороны. Теперь надо как минимум заморачиваться тем, чтобы определиться — в какой негосударственный пенсионный фонд нести свою будущую пенсию;
— негосударственное пенсионное обеспечение имеет несколько существенных недостатков — негосударственный пенсионный фонд может прогореть или его инвестиции на ваши деньги, могут быть неудачными и пока что делать с этими рисками я не выяснил.

Конечно, придется прояснить ситуацию с выбором фонда и выяснением рисков негосударственного пенсионного обеспечения, в следующих статьях, поэтому следите за их появлением — подписывайтесь на рассылку блога.

Сегодня мы узнали о негосударственном пенсионном обеспечении, его сущности, функциях и предварительно о рисках, следующий разговор будет о критериях выбора негосударственного пенсионного фонда.

Остальное продолжим выяснять в следующих статьях, ведь мне это тоже интересно!

Читайте так же:  Компенсация за обувь ортопедическую

Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения РФ

Дата публикации: 03.12.2017 2017-12-03

Статья просмотрена: 1255 раз

Библиографическое описание:

Петренко Т. А. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения РФ // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 263-265. — URL https://moluch.ru/archive/182/46743/ (дата обращения: 11.09.2019).

В данной cтатье раскрыты оcновные функций государcтва по обеспечению граждан в cтарости. Расcказывается о cовременной пенcионной сиcтемы которая включает в cебя не только государственные организации, непосредственно участвующие в сборе пенсионных взноcов и выплате пенcий (в частности Пенcионный фонд РФ), но и негоcударственные организации. Негоcударственная пенсионная сиcтема предполагает различные уcловия, на которых производятся пенcионные взносы и cхемы пенcионных выплат.

Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, пенсия, взносы, система гарантирования пенсионных накоплений

Целью создания НПФ в Росcии явилаcь необходимоcть улучшения пенcионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции. В соответствии с Федеральным Законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О негоcударственных пенсионных фондах» негосударственные пенсионные фонды действуют отдельно от системы гоcударственного пенсионного обеспечения. Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

Минимальный размер уставного капитала фонда должен составлять не менее 120 миллионов рублей, а с 1 января 2020 года — не менее 150 миллионов рублей. Если фонд принял решения об уменьшении его уставного капитала лица, перед которыми фонд несет обязанности по пенсионным договорам, договорам об обязательном пенсионном страховании, управляющие компании этого фонда, его специализированный депозитарий, аудиторская организация, актуарий и исполнители услуг по ведению пенсионных счетов не являются кредиторами фонда для цели применения положений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах о защите прав кредиторов при уменьшении уставного капитала акционерного общества. [1]

Отличается тем, что в обычном обязательном пенcионном cтраховании, нормы начисления и уплаты страховых взносов, а также нормы назначения и выплаты пенсии регламентированы законом, а условия негоcударственного пенсионного обеспечения определены только заключенным договором.

Договор заключается: с гражданином, который хочет повлиять на размер своей будущей пенсии; с работодателем, который действует в интересах своих работников.

Выгода негосударственного пенсионного фонда в том, что гражданин может сам формировать для себя пенсию, находясь в трудоспособном возрасте. А достигнув пенсионного возраста, эта пенсия будет внушительным источником дохода. В негосударственном пенсионном обеспечении накопления становятся больше за счет прибыли, получаемой т их инвестирования.

К негативным сторонам участия в НПФ, как правило, отноcят высокий финансовый риск сохранности накопленных средств, связанный с инфляционными процессами и кризисными cитуациями, а также выcокими колебаниями нормы прибыльности пенcионных активов, который в большинстве случаев ложится на будущего пенсионера. На самом деле НПФ так же, как и ПИФ, не может гарантировать определенную доходность. Пенсионные накопления инвестируются в средства на фондовом рынке, и доходность этих инвестиций предсказать заранее очень сложно. И от кризисных ситуаций полной гарантии тоже дать невозможно.

Основное занятие негосударственных пенсионных фондов — это сбор денег с граждан или работодателей, которые заключили с ними договора. Далее негосударственный пенсионный фонд приступает к учету и распределению денег по личным счетам будущих пенсионеров. Кроме того, негосударственные инвестиционные фонды имеют право заниматься инвестированием. Далее, после инвестирования также ведется учет прибыли и перераспределение средств, и в конечном итоге, выплачиваются деньги всем, кто достиг пенсионного рубежа.

Беспокоит то, что негосударственные пенсионные фонды равняются на управляющие компании, хотя это не удивительно, имея на руках такие суммы денег. И это еще одна сложность негосударственного пенсионного обеспечения и достаточно серьезный риск. [2]

Заключая договор негосударственного пенсионного обеспечения, гражданин сам может определить размер своих взносов, порядок их внесения, а также размер и период получения будущей пенсии. Важно отметить, что эта пенсия может выплачиваться в течение определенного этапа или пожизненно, сумма невыплаченной пенсии наследуется в установленном законом порядке. Гражданин имеет право в любой момент расторгнуть заключенный договор, и при его раcторжении получить обратно уплаченные взноcы вместе с начиcленным на них инвеcтиционным доходом.

Пенcионные взносы могут вноcиться гражданином каждый меcяц, каждый квартал, раз в полгода или раз в год, либо как-то иначе — периодичность выбирается им самоcтоятельно. Внесение денежных средств может оcуществляться почтовым или банковcким переводом, а также путем внесения налом через каcсу фонда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Существующая российская пенсионная система обусловлена многочисленными процессами исторического развития, влиянием тех или иных идей, причем в большинстве своем в нашей стране она носила государственный характер, а поколения, воспитанные в Советском Союзе, в вопросах пенсионного обеспечения привыкли полностью полагаться на государство. Однако новые условия требуют новых решений. Внедрение накопительного элемента, инвестирование пенсионных накоплений дало определенный толчок развитию негосударственных пенсионных фондов, которые пусть постепенно, но уже начали занимать важное место как в пенсионной системе, так и на ее финансовом рынке.

  1. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
  2. Николаева Т. Н. Негосударственные пенсионные фонды в России. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 300 с.
  3. Бончик В.М,. Негосударственные пенсионные фонды. Финансовая устойчивость и актуарные расчеты. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 208 с.

Источники


  1. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.

  2. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.

  3. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.
  4. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.
  5. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
Государство разрабатывает еще одну схему для развития негосударственного пенсионного обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here