91. Субъекты и уровни социально-трудовых отношений

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с информацией на тему: "91. Субъекты и уровни социально-трудовых отношений" от профессионалов понятным языком для людей.

Уровни трудовых отношений

Основными субъектами социально-трудовых отношений являются:

1) наемный работник (группа работников) – это гражданин, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем, руководителем предприятия и отдельным лицом. Договор найма может быть письменным или устным, но и в том и в другом случае он определяет социально-трудовые отношения между его участниками. Важную роль для наемного работника играют такие его качества как: возраст, пол, состояние здоровья, образование, уровень квалификации, стаж работы, профессиональная и отраслевая принадлежность. Кроме того, наемный работник должен быть готовым и способным к участию в социально-трудовых отношениях.

В качестве наемного работника как субъекта социально-трудовых отношений могут выступать как отдельный работник, так и группы работников, различающихся по своему положению в социально-профессиональной структуре, направленности интересов, мотивации труда и др.

Развитые трудовые отношения предполагают существование институтов, выступающих от имени наемных работников, представляющих и защищающих их интересы. Это – профессиональные союзы. Профсоюзы – добровольные массовые организации, объединяющие наемных работников, связанных общностью социально-экономических интересов. В Трудовом кодексе Российской Федерации декларируется принцип профсоюзного плюрализма, согласно которому количество профсоюзов, представляющих интересы работников отрасли или предприятия, не ограничено. Возможны и другие организационные формы объединения наемных работников;

2) работодатель согласно международной классификации статуса занятости – это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для осуществления трудового процесса одного или нескольких работников. Обычно в мировой практике он называется собственником средств производства. Но в практике российских социально-трудовых отношений работодателем также является и руководитель в государственном секторе экономики, который нанимает наемных работников по договору (директор государственного предприятия), хотя он сам является наемным работником и не владеет средствами производства;

Читайте так же:  Порядок предоставления отпуска ветеранам боевых действий в 2021 году

3) государство как субъект социально-трудовых отношений выполняет функции законодателя, защитника прав, работодателя, арбитра и др. Мера реализации каждой из этих функций определяются историческими, политическими условиями развития государства.

Выделяют три уровня социально-трудовых отношений:

а) индивидуальный, когда взаимодействуют работник и работодатель в различных сочетаниях (двухсторонние социально-трудовые отношения);

б) групповой, когда взаимодействуют объединения наемных работников и объединения работодателей (трехсторонние социально-трудовые отношения);

в) смешанный, когда взаимодействуют работники и государство, а также работодатели и государство (многосторонние социально-трудовые отношения).

Отношения субъектов социально-трудовых отношений регулируются законодательными и нормативными актами. Основополагающими из них являются: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «О занятости населения», Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и др. Кроме того, выделяются правовые акты, изданные органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций. В рамках предприятия локальными нормативными актами, регулирующими социально-трудовые отношения, являются: коллективный договор, трудовой договор (контракт), другие внутренние нормативные акты.

Органы по регулированию социально­-трудовых отношений в области социального партнерства

!• Для регулирования социальнотрудовых отношений, ведения кол­лективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглаше­ний на всех уровнях на равноправной основе по решению сто­рон образуются комиссии из представителей сторон, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию соци­ально-трудовых отношений, деятельность которой осуществля­ется в соответствии с федеральным законом. Членами этой Российской трехсторонней комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ. В нашей стра­не создана Российская трехсторонняя комиссия по регулиро­ванию социально-трудовых отношений, деятельность которой регламентируется нормами Федерального закона «О Россий­ской трехсторонней комиссии по регулированию социально­-трудовых отношений» от 01.05.99 № 92-ФЗ и Порядком обес­печения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержден­ным Постановлением Правительства РФ от 05.11.99 № 1229.
Главные цели Российской трехсторонней комиссиирегулирова­ние социально-трудовых отношений и согласование социально­-экономических интересов сторон.

Читайте так же:  Подготовка к декрету: как оформить заявление на выплату по больничному листу по беременности и родам

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Основные задачи Комиссии.
ведение коллективных переговоров и подготовка проекта гене­рального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;
содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
проведение консультаций по вопросам, связанным с разработ­кой проектов федеральных законов и иных нормативных пра­вовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
согласование позиций сторон по основным направлениям соци­альной политики;
рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в хо­де выполнения генерального соглашения;
распространение опыта социального партнерства, информиро­вание отраслевых (межотраслевых), региональных и иных ко­миссий по регулированию социально-трудовых отношений о де­ятельности Комиссии;
изучение международного опыта] участие в мероприятиях, про­водимых соответствующими зарубежными организациями в обла­сти социально-трудовых отношений и социального партнерст­ва; проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

4. Права Комиссии:
проводить с федеральными органами государственной власти консультации по вопросам, связанным с разработкой и реали­зацией социально-экономической политики;
разрабатывать и вносить в федеральные органы государствен­ной власти предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. в области социально­трудовых отношений;
осуществлять взаимодействие с отраслевыми (межотраслевы­ми), региональными и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных перего­воров и подготовки проекта генерального соглашения и иных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, реализации указанных соглашений;
запрашивать у органов исполнительной власти, работодателей и (или) профессиональных союзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки реко­мендаций Комиссии по развитию коллективно-договорного ре­гулирования социально-трудовых отношений, организации дея­тельности отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
осуществлять контроль за выполнением своих решений;
приглашать для участия в своей деятельности представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, обще­российских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;
создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;
другие права, предусмотренные законодательством.

Читайте так же:  Льготы сотрудникам МЧС в 2021 году

5. Деятельность Комиссии обеспечивает аппарат Правительства РФ. Образуется секретариат Комиссии, входящий в состав Секретариата заместителя Председателя Правительства РФ, ве­дающего вопросами социальной политики и реформирования социальной сферы. Президент РФ назначает координатора Ко­миссии. Координатор не является членом Комиссии, председа­тельствует на ее заседаниях, утверждает состав рабочих групп, подписывает регламент Комиссии, планы ее работы и решения.

91. Субъекты и уровни социально-трудовых отношений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here